В чем суть философского учения йоги? Философское учение йоги в индии.

Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации Ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии. В данной статье речь пойдет об основных философских понятиях и концепциях этого учения, которое на протяжении почти двух тысячелетий является для многих почитателей индийской духовности образцом мудрости, ведущей человека к высшей из возможных целей его жизни.

Йога – это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традиции Вед) философских школ Индии. Ее теории и принципы изложены в основополагающем труде этой школы, «Йога-сутре», и комментариях на этот труд. Об авторе «Йога-сутры», Патанджали, нам практически ничего не известно. В Индии он издревле считается великим учителем, йогом и философом, жившим во II в. до н.э. Однако сегодня большинство ученых сходятся на том, что по содержанию и терминологии «Йога-сутру» следует отнести ко II в.н.э.

Патанджали не был человеком, придумавшим учение йоги. Истоки изложенной им йоги мы находим еще в древнейшем памятнике мировой культуры – Ведах (~ II тыс. до н.э.), священных текстах Индии. Учение об основных элементах йогической практики – концентрации, созерцании, управлении сознанием и сам термин «йога » – присутствует в ранних упанишадах (~ VI – III вв. до н.э.), комментариях к Ведам. Особое место в протойоге занимают древние эпические произведения Индии: Рамаяна и Махабхарата (~ I тыс. до н.э.). В наибольшей степени здесь выделяется часть Махабхараты, которая называется Бхагавадгита. В ней присутствуют многие важные части учения йоги, нет лишь необходимой для философии систематизации и классификации категорий – основных философских понятий. Таким систематизатором и выступил Патанджали, обобщив и кратко сформулировав древнее духовное знание. Теория и практика «Йога-сутры» в полной мере выдержала испытание временем и заслужила право называться классической йогой.

Труд Патанджали, как и многие трактаты того времени в Индии, представляет собой совокупность коротких предложений (сутр). Для учеников они, возможно, служили, как бы памяткой для восстановления хода сложных устных рассуждений. Однако для потомков, не имеющих возможности лично общаться с учителем, кратких сутр часто недостаточно. Поэтому существующее сегодня учение классической йоги формировалось, помимо изначального трактата Патанджали, обширной комментаторской литературой. В настоящей статье мы ориентируемся на «Йогу-сутру» и наиболее авторитетный комментарий, принадлежащий философу Вьясе, «Йога-бхашья» (V в.н.э.).

Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.

Пракрити (материя) – это все, что мы видим, слышим, осязаем или способны почувствовать каким-либо другим способом. Это все, что могут регистрировать самые совершенные приборы, от мельчайших частиц до объектов космического масштаба. В понятии Пракрити заключена вся вселенная, все физические объекты и энергетические поля.

Под Пурушей понимается вечный Дух, духовное начало. Он трансцендентен Пракрити, то есть находится за пределами всей Природы. Пуруша – это высшая часть бытия. В Нем нет форм, характерных для Пракрити, поэтому его невозможно себе представить. Он обладает сознанием, тогда как материя бессознательна. Не стоит, однако отождествлять Пурушу с привычным для западного человека учением о Боге. Пуруша лишен каких-либо личностных атрибутов. Бог классической йоги – Ишвара – проявление Пуруши, но Он не творит мир и не управляет им. Кроме Него, в Духе существуют и другие боги, но Ишвара является высшим среди всех духовных существ. Он также обладает важнейшим для философии йоги свойством соединять и разъединять Пурушу и Пракрити.

До соединения Духа и материи, последняя находится в не проявленном состоянии. Это означает, что вселенной не существует, а три основных свойства или силы (гуны) Пракрити находятся в равновесии.

Гуна саттва отвечает за принцип ясности, раджас – за принцип движения, активности, тамас – за принцип покоя, инертности. При соединении Духа и материи, Пуруша, как сознательное начало начинает в определенном смысле управлять Пракрити, вызывать в ней изменения. Гуны начинают взаимодействовать друг с другом во множестве комбинаций и, проходя определенные стадии, образуют объективный мир во всех его формах. При этом первым продуктом взаимодействия гун становится Буддхи-Махат. Это важное понятие философии йоги обозначает идеальную основу всей будущей вселенной. В ходе дальнейшей эволюции через ряд стадий образуются пять первоэлементов: эфир, воздух, огонь, вода, земля, из которых и состоят все объекты.

Взаимодействие гун – это непрерывное изменение, следствия которого мы наблюдаем в нашем постоянно меняющемся мире. Эти видоизменения обуславливают для нас ощущение времени. То есть, мы можем сказать, что секунда – это не маленький временной отрезок, а некоторое наблюдаемое нами изменение, например, переход стрелки часов в следующее положение. В соответствии с классической йогой, времени, как такового, не существует, есть лишь момент (сейчас) изменения. Любые изменения возможны в каком-то пространстве, поэтому для объективного мира характерна также категория пространства.

В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Пурушу называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи.

Теперь рассмотрим учение классической йоги о человеке. Здесь необходимо понять необычную для сознания современного западного человека мысль. В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити.

Буддхи-Махат – это стадия развития Пракрити и основа вселенной. В нем как этап эволюции материи образуется индивидуальное Буддхи, которое является идеальной основой для психики человека. В дальнейшем формируются и остальные элементы микрокосмоса. Это органы восприятия – слух, зрение, осязание, вкус, обоняние; органы действия – руки, ноги, органы выделения и размножения, орган речи; орган разума – ум (манас). Итак, фактически все, что мы привыкли отождествлять с собой, со своим я – физическое тело, память, эмоции, интеллект, мысленные образы и т.д. – относится к материи и потенциально содержится в индивидуальном Буддхи.

Пуруша в человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я. Йога предполагает существование множества «маленьких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые проявляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все процессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности.

Итак, рассмотрев основные философские категории классической йоги, мы переходим к теории освобождения, центральному учению о смысле существования человека, ради которого была написана и «Йога-сутра», и комментарии к ней. Освобождение – это разделение в человеке Духа и материи, Пуруши и Пракрити. Зачем нужно такое разделение? Дело в том, что человек в своем обычном состоянии не знает своего истинного Я и отождествляет себя в лучшем случае со своим индивидуальным буддхи. Но способность буддхи осознавать себя не больше чем иллюзия, ведь истинным сознанием обладает только Пуруша. Мы всегда говорим про себя: «Я иду, я чувствую, я думаю» и т.д., тем самым, ограничивая свое бытие рамками Пракрити. Как мы уже знаем любые проявления Пракрити – это лишь следствия взаимодействия гун. Они изменчивы и ни одна форма не является вечной. Мы же отождествляя себя со своей психикой, привязываемся к ее проявлениям и к формам объективного мира. От этой привязанности происходят все наши страдания. Привязанности рождают желания и ожидания по отношению к миру вокруг нас и к нам самим. Но мир изменяется – близкие нам люди стареют и умирают, совершаемые дела не приносят былого удовлетворения, отрицательные эмоции сменяют положительные, любые удовольствия всегда заканчиваются. Нам хочется постоянного чувства удовлетворения, но это не достижимо, и, как правило, чем больше удовольствие от чего-либо мы получаем, тем сильнее разочарование впоследствии. Философия йоги

Кроме того, стремление к формам Пракрити дает существование нашей карме. Карма – это причинно-следственная зависимость, порождаемая человеком и другими существами. Своим влечением к той или иной форме Пракрити мы обусловливаем то, какими мы будем в будущем. Например, если мы склонны быть добрыми и честными, то хотим быть оцененными в соответствии с этими добродетелями, что в свою очередь порождает наше желание быть такими же и в будущем. Стремления оставляют, образно говоря отпечатки (васаны) в нашем индивидуальном буддхи. Каждое мгновение мы что-либо делаем, чувствуем, мыслим, добавляя все новые отпечатки. После физической смерти наша духовная сущность воплощается в другом теле (реинкарнация), а васаны сохраняются, определяя нашу будущую жизнь. Пока сохраняется наша приверженность формам Пракрити, в буддхи добавляются все новые отпечатки, что и обеспечивает следующие рождения. Таким образом, мы находимся в череде перерождений (колесе сансары), вечно страдая в изменчивом мире Пракрити.

Освобождение от страданий возможно, и стремление к нему – есть наивысшая из возможных целей существования.

Через практику йоги и философские размышления человек постепенно, все лучше и лучше осознает свое высшее бытие, Пурушу, достигает полного духовного бесстрастия, перестает внутренне стремиться к чему-либо в материальном мире. Тогда его карма более не создается, и он приходит к обособленности Духа от материи, выходит из круга сансары и достигает абсолютного освобождения. Такой человек больше не будет рождаться, но он, возможно, еще будет продолжать жить в своей настоящей жизни, находясь в непрекращающемся осознании себя вечным и неподверженным изменениям Духом. Это состояние бога по своей сути равного Ишваре. Это бытие невозможно описать словами, но трудно представить бытие лучше того, в котором отсутствует даже сама потенциальная возможность страдания или какой-либо неудовлетворенности, и в то же время присутствует полное осознание.

Так достигается освобождение.

2) Йога – это одна из систем индуистской философии, которая была создана мудрецом Патанджали и зафиксирована им в «Йога сутрах» («Афоризмах йоги») примерно во 2 веке до н. э.

Йога Патанджали это одновременно философия и практический метод, который включает в себя 8 ступеней совершенствования человека:

1. Яма - регулирование внешних условий

2. Нияма - регулирование внутренних условий

3. Асана - комфортное и устойчивое положение тела

4. Пранаяма - восприятие движения энергий в теле

5. Пратьятхара - управление восприятием чувств

6. Дхарана - способность направлять наш разум

7. Дхьяна - способность воспринимать то, что мы стремимся понять

8. Самадхи - способность становиться и пребывать тем, что мы намеревались понять.

Философия «Йога сутр» тесно связана с древней философией санкхья, основными источниками которой есть великий индийский эпос «Махабхарата» и «Санкхья сутры» мудреца Капилы.

Согласно основным положениям этой философии, существует две независимые субстанции: Пуруша (созерцатель, источник сознания) и Пракрити (материя, природа). Именно их взаимодействие приводит к возникновению всех явлений этого мира, от самых тонких – до самых плотных. Каждый человек, будучи продуктом природы, содержит в себе источник истинного знания. Но вовлекаясь в игры природы, он теряет чистоту восприятия Созерцателя и становится зависимым от условий внешнего мира.

Только возврат к внутреннему постижению позволяет человеку обрести умиротворенность, невозмутимость, пережить блаженное состояние свободы и научиться управлять своей жизнью, исходя из истинного понимания сути вещей и явлений этого мира.

Для достижения этого высшего состояния сознания нужно успокоить и уравновесить качества природы в теле, уме и чувствах. На это направлены первые пять ступеней йоги Патанджали. Первые пять ступеней – это регулирование 5 первоэлементов природы (Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир (Пространство)). Когда элементы природы в человеке уравновешены, человек в состоянии осознанно контролировать бессознательные и подсознательные сферы своей психики, то есть свое животное начало.

Последние три ступени возможны только при успешном освоении первых пяти и позволяют достичь более высоких состояний глубокого проникновения в суть всех явлений мира.

В средние века на основе классической йоги Патанджали возникает особый вид йогической практики, получивший название «хатха-йога». Одни из переводов термина «хатха» - «солнце и луна». Это по своей сути – две энергии, которые в теле проявлены в двух каналах: левому - Ида (свойство лунного канала) и правому - Пингала (свойство солнечного канала).

Ида заведует умственной энергией и соответствует парасимпатической реакции в теле (пассивности, расслаблению). Пингала связана с витальной энергией и соответствует симпатической реакции в теле (активности, напряжению). Основная задача хатха йоги – уравновесить эти две энергии в теле и поддерживать их в четком балансе.

Это дает возможность уравновесить качества природы в теле и способствует прохождению энергии по центральному каналу – Сушумне. Именно эта энергия используется для пробуждения высших форм сознания.

В Хатха-Йоге используется понятие чакр – особых энергетических центров в теле человека, каждый их которых связан с определенным уровнем сознания. Нижние чакры отвечают за бессознательный план существования, средние – за подсознательные механизмы, верхние – за сознание, седьмая чакра – сахасрара связывает человека со сверхсознанием. Если высшие чакры в теле человека остаются закрытыми, человек всю жизнь находится под влиянием бессознательного и подсознательного пластов своей психики, не имея возможности осознанного управления своим телом, умом и чувствами.

Первые 7 ступеней йоги Патанджали соответствуют 7 чакрам в теле человека, и 8-я ступень – чакре, которая расположена над головой.

Хатха-Йога – это точная последовательность определенных действий, приводящая разных по типу людей в одно и тоже состояние: успокоенности качеств природы в теле, чувствах, уме (первые пять чакр). Это дает возможность отвлечения энергии от внешних раздражителей к внутреннему миру для обеспечения процесса глубокого понимания.

Когда тело, чувства и ум успокоены, энергия беспрепятственно поднимается по центральному каналу – Сушумне, пробуждая все чакры, от низших до самых высших и у человека появляется возможность для постижения высшего начала, которое по природе есть весь проявленный мир. В результате – человек уходит из-под власти внешних обстоятельств и становится правителем своей жизни, обретает свободу.

Именно поэтому Йогу Патанджали очень часто называют «Раджа-Йога», что переводится как «Царская Йога» или «Йога Царей».

Материальное содержит в себе 3 вида силы – покой, движение и деградацию, которые уравновешены, пока не происходит взаимодействия с духовным. Благодаря их взаимодействию появились 5 стихий: привычные нам огонь, земля, вода и воздух и пятый элемент – эфир. И уже эти стихии послужили началом для создания всего, что существует в мире.

Стоит отметить, что в йоге, как общей модели и образе жизни, в принципе не существует времени. Она рассматривает всё сущее в качестве бесконечного процесса изменения. То есть духовная составляющая постоянна, находится вне времени и пространства, а для материальной – время исчисляется, происходящими с ней изменениями. Такой подход может подсказать вам, как стать счастливее : жить, осознавая, что ты бесконечно изменяющаяся мини-Вселенная внутри большой постоянно преобразующейся Вселенной.

Эффективность жизни, с точки зрения философии йоги, можно повысить за счет ежедневного упорядочивания расходования энергии. Коей, по этому учению, каждому из нас отведено строго определенное количество на всю жизнь. Организуя свой образ жизни, как того требует йога, вам нужно:

  • с 4 до 10 часов проснуться, спокойно и без суеты настроиться на новый день. Сюда входит очищение, гимнастика, самомассаж и пр.;
  • с 10 до 22 часов посвятить время активным делам. Постарайтесь самые важные из них сделать до обеда;
  • с 22 до 4 часов предаваться отдыху и сну.

5 преимуществ системы йоги в повседневной жизни

Общая модель образа жизни, построенного на таком учении, как йога, проста и согласуется с биологическими часами человека. Если вы попробуете следовать хотя бы этим упрощенным рекомендациям, то уже вскоре заметите, как повысится ваша осознанность, успокоится ум, а в теле появится ощущение здоровья. Однако, не думайте, что практиковать систему йоги в повседневной жизни так просто.

Соблюдать распорядок дня в соответствии с философией йоги – это настоящая суровая аскеза. Вокруг вас всё время будут появляться всё новые и новые соблазны отступить от него. Но не отчаивайтесь в случаях несоблюдения режима. Старайтесь отслеживать причины его нарушения и продолжайте привыкать к новому распорядку. Тем более что йога, как образ жизни, имеет минимум 5 весомых преимуществ.

  1. Йогические асаны расслабляют мышечные зажимы, исцеляют физические и психические недуги.
  2. Философия йоги учит нас быть внимательнее к себе и осознаннее, помогая заметить и устранить негативные моменты.
  3. Занятия йогой дисциплинируют, учат последовательности и помогают стать эффективнее.
  4. Практикуя йогу, вы станете ответственнее: вначале стабилизируете область собственного здоровья, а впоследствии и все остальные жизненные сферы.

Занимаясь йогой, вы овладеете вселенским спокойствием и станете недосягаемы для стресса.

Внимание!

Если вы видите это сообщение, то у вас в браузере отключен JavaScript . Для корректной работы портала вам необходимо включить JavaScript . На портале используется технология jQuery , которая работает только при условии использования браузером этой опции.

Цель и философия Йоги

Человек , не удовлетворенный современными изобретениями и знанием бесчисленных тайн природы, неустанно занят поиском цели в других плоскостях. Когда человек наблюдает за чудесами природы сквозь призму загадочного атома, являющегося кирпичиком мироздания, когда он видит, как движутся, отделяясь друг от друга и сталкиваясь друг с другом бесчисленные звезды и планеты, то полностью осмыслить все это непредставляется возможным. И на этот усталый рассудок, взирающий на галактики в космическом пространстве, в котором наша планета - всего лишь маленькая песчинка, наваливается усталость, разочарование и жалость.

Человека не удовлетворяет деятельность его интеллекта , так как эта "думающая машина" не дает ответа на такие вопросы, как, например: "Какова цель жизни? ", "Кто я такой? ", "Что ждет меня в будущем? ", "Является ли физическая смерть концом всего? " и т. д. И этот рассудок, который, как хвастливо заявляет человек, знает все, в конце концов не может постичь, где же кончаются галактики, и может только лишь приблизительно установить формы электронов - функционирует в пределах этих двух полюсов макро- и микромиров. За пределами этих миров интеллект человека не может проникнуть сквозь толщу неизветсных ему законов. Глупо заниматься поиском истины с помощью такого несовершенного и ограниченного прибора, каким является интеллект человека , - ему не суждено постичь глубины вечного вопроса о цели жизни.

До тех пор пока ум сосредоточен на внешних объектах, он не может постичь истину или Бога . Ответы на трансцендентальные вопросы даются провидцами и святыми не на основе их рассудочной деятельности или лабораторных экспериментов. Их источником является неведомая, неограниченная мудрость и знания, полученные в результате многих часов безмолвного созерцания, когда рассудочная деятельность прекращается. Постижение Бога или истины происходит только тогда, когда ум и чувства безмолвствуют.

Теперь возникает вопрос: что дает нам такого рода знание? Существует ли Бог? Есть ли жизнь после смерти? Какова цель жизни? Не ставя перед собой какой-либо цели, мы вряд ли сможем ответить на эти вопросы.

Те немногие, кто постигает истину, говорят, что истина освободит нас от наших бед. Когда человек постигает истину , он сталкивается с тем, что по своей природе всегда чисто и совершенно. Причина всех наших бед заключается в страхе смерти, болезней и нереализованных желаний. Когда человек постигает истину или свою истинную природу, он обнаружит, что он бессмертен. Следовательно, он поймет, что смерть ему чужда и у него не будет страха смерти. Когда человек поймет, что он совершенен и безграничен, им не будут владеть эгоистические желания. Таким образом, освободившись от страха смерти, познав свою истинную природу и обнаружив, что царство небесное внутри него, человек испытывает полное блаженство, даже пребывая в физическом теле.

Цель человека заключается в том, чтобы еще при жизни достичь такого состояния, в котором нет места смерти, боли, печали, старости, болезням и перерождениям.

Для того чтобы избавиться от этих бед, различные религии используют различные учения. Многие верующие слепо повинуются служителям культа, не зная ни цели жизни, ни цели религии. Такие люди довольствуются лишь одной верой, точно так же, как и представители верхушки различных вероучений требуют от людей слепо повиноваться им. Если слепые указывают путь слепым, то это приводит к тому, что многие праведные люди сходят со своего истинного пути, так как им недостает веры в теоретическое знание.

Современные верующие и проповедники заняты, скорее, проповедями, а не практикой. Они утверждают, что описанные выше состояния могут испытывать только создатели религии, так как никто не может обрести истинную духовность, до тех пор пока он не достигнет их уровня восприятия. Каждому человеку необходимо самому постичь истину, так как только после этого все его печали и горести исчезнут. Христос сказал: "Если вы будете следовать моему учению, тогда вы будете моими истинными учениками, и вы постигнете истину, и она сделает вас свободными ". (Св. Джон 8:31,32).

Наука Йога дает практический и научно обоснованный метод постижения истины в религии. Подобно любой науке, имеющей свой собственный метод исследования, йога тоже имеет свой метод и заявляет, что постижение истины возможно. Истина открывается только тогда, когда мы выходим за пределы чувственных ощущений и рассудочной деятельности.

Существуют различные разновидности йоги, с помощью которых можно достичь единения с высшим началом. Йога - это наука, с помощью которой человек постигает истину . Целью практики йоги является достижение истины, то есть такого состояния, когда индивидуальная душа отождествляет себя с высшей душой или богом. Для достижения, такого состояния необходимо преодолеть границы индивидуального сознания.

В действительности, дух или чистое сознание является по своей природе целым, неделимым, неподвижным и неизменным, тот же самый дух мы обнаруживаем везде - от минерала до человека. Ибо разум и материя являются отражением духа или чистого сознания, а их творческая сила образует среду, маскирующую сознание, и образует формы из бесформенного духа, превращая бесконечное в конечное в форме самосознания или личности. Дух или чистое сознание никогда не изменяется.

Хотя дух в человеке не так скован разумом и телом, все же существует преграда, препятствующая духу достигнуть своего полного самовыражения. Человек обладает самосознанием. Животные существуют на подсознательном уровне и не обладают таковым. Самосознание - это более высокая степень развития по сравнению с подсознанием. Универсальное сознание - выше самосознания и является высшим уровнем знания. Обладая им, человек отождествляет себя со своей истинной сущностью или самим богом.

По мере развития интеллекта, покров, закрывающий дух, становится тоньше и, наконец, исчезает совсем. Когда это происходит, душа осознает, что она бессмертна и отождествляет себя с Богом. Достижение такого состояния является целью йоги, так же как и целью всех религий. Йога - это научный метод достижения такого состояния, при котором не существует ни двойственности, ни субъекта, ни объекта, когда познающий, знание и познанное сливаются в единое целое.

Такое состояние можно достичь только в том случае, если человек полностью выходит за границы физического тела и разума, являющихся преградой для чистого сознания или божественной сущности. Для того чтобы преодолеть ограничения тела и разума и использовать их в качестве средств достижения цели йоги, последователь йоги подвергает тело и разум жестокой тренировке. Он подробно изучает среды, в которых заключена душа или чистое сознание. Изучение и знание тел и сред, с помощью которых дух выражает себя, является очень важным на этапе, предшествующем изучению духа.

Человек намного сложнее, чем обычно представляют. Человек - это не только физическое тело и разум. Всего в человеке существует три тела. Причем каждое является оболочкой души. Казуальное тело является самым тонким из всех трех тел. Хотя человек обладает всеми тремя телами, обычно он имеет дело с физическим телом . Лишь в очень незначительной степени он имеет дело с астральным телом , особенно во время сновидений и йоговской медитации. После тщательного изучения и установления контроля над тремя телами, человек приходит к самоанализу, пытаясь ответить на вопрос: кто я такой?

Современная психология ничего не говорит об этом процессе самоанализа, с помощью которого можно открыть истину и постичь Бога , то есть такого состояния, когда человек не чувствует ни боли, ни горя, ни превосходства, ни неполноценности, ни своего собственного Я, ни разобщенности.

Такое знание дает ощущение единства со всем миром, и человек уже не воспринимает себя как отдельную личность, он сливается с Богом . Такое состояние дает человеку умиротворение, которое, как сказано в Библии , выходит за пределы понимания. Данное знание - это вершина всем знаниям или Веданта . При достижении такого состояния исчезает различие между познающим, знанием и познанием, так как дух или истинное Я есть самое знание, и внешний мир уже не является источником знания.

Если вы знаете, как много требуется времени, чтобы овладеть теоретическим наследием Веданты , которая озадачивает даже образованных людей, то вы сможете представить, как трудно постичь великую истину "человек - это Бог ", "Я есть Бог ", "Я во всем " и "Все во мне ". Вся философия йоги и Веданты основана на теории единства , его можно достичь с помощью постепенного усовершенствования посредством перевоплощения.

Наша жизнь на этой планете может длиться сто лет, из которых 50 уходят на сон и мечтания. Часть приходится на младенческий возраст, когда человек живет на подсознательном уровне. Когда появляются болезни и приходит старость, психическое состояние человека ухудшается и, раздираемый страхом и надеждой, он практически живет в мире грез. У человека очень мало времени, чтобы понять Бога-Отца и подняться на более высокий уровень бытия. До того, как большинство людей даже смогут поверить в Бога , они умрут. Стоит ли нам полагать, что так как они не могут достичь более высокого уровня бытия в течение их короткой жизни, они навсегда обречены страдать в аду. Есть ли у них возможность достичь вечного блаженства?

Конечно, было бы слишком просто предположить, что Бог - это предприятие по производству людей, выпускающее каждый день новые души, которые он отправляет на Землю, обрекая их на боль и страдание, и в конце концов, посылает их в рай или ад. Если не существует перерождения, какова цель знаний и его институтов, таких, как библиотеки, лаборатории, церкви и храмы? Почему мы не можем жить как животные или бушмены вне современной цивилизации? Почему мы хотим принести мир на нашу планету и ликвидировать страдание путем наших усилий, воли, возможностей, сострадания, богослужения? Если не существует метемпсихозы (переселение душ) на земле после смерти физического тела, то почему бы нам не уничтожить все человечество с помощью новых ужасных бомб? Если бы не было метемпсихозы , человек ничего бы не потерял, если бы мировая война привела к уничтожению мира. На земле не появились бы новые души, и Бог мог бы отдохнуть от своих трудов, так как он бы не мог послать новые души на Землю, загрязненную радиацией, что сделало бы невозможным существование человека, животных и растений.

Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы должны признать закон кармы или действия и противодействия, а также закон переселения душ, если мы, конечно, разумные существа. Каждая индивидуальная душа учится путем проб и ошибок и исправляет сделанные ошибки по мере продвижения по пути. Каждое действие, плохое или хорошее, имеет результат, и будущая жизнь человека зависит от того, что он делает в данный момент. Через страдания он узнает все больше и больше с каждым рождением в каждом жизненном цикле. По мере расширения знаний человек хочет знать больше о своем существовании, о Боге и цели своей жизни. Но такие мысли приходят к нему только по мере того, как он постепенно развивается, переходя на более высокий уровень жизненной философии с более низкого уровня, ограниченного мыслями о еде, питье и развлечениях.

Философия йоги не только дает ответы на все вопросы человека, но также предоставляет научный способ преодоления его проблем и страданий. Более того, философия йоги не противоречит никакой религии или вере, и ею может заниматься каждый, искренне желающий встать на путь поиска истины.

Философия йоги - это вовсе не какая-то расплывчатая доктрина. Даже относительно небольшие усилия приведут к значительному расширению знаний, укреплению силы и спокойствия.

    Другие статьи на подобную тематику:
  • Понятие Бога в философии Йоги в статье: Бог в системе Йоги .
  • Точка зверния Религии частично отображено в статье: .
  • Развитие человечества в статье: .
Наименование статьи Автор
Васильев Т. 29578
Психическая энергия и здоровье человека Николай Баныкин 25877
Цель и философия Йоги Свами Вишну-Девананда 15255
Пять самых распространенных ошибок начинающих в йоге Марианна Горошетченко 10179
Отношение и позиция Церкви к Йоге Виктор Сергеевич Бойко 6458
Управление мышлением через Йогу 6102
Восемь ступеней йоги (Айенгар) Джуди Смит 6023
Познание истинного Я – путь к совершенному знанию Рамачарака 5445
Прана – абсолютная энергия Рамачарака 3575
Что такое карма? 2791
Бог в системе Йоги 2549
Состояние внутреннего конфликта и состояние Единства 2240
Йога - современная концепция древнего учения 2209
Айенгар Беллур Кришнамачар Сундарараджа 1990
Йога и бессмертие человека Денис Чичиян 1822
Регулирование режимов повседневной жизни Дэвид Фроули 1788
Медитация как средство решения проблем Шри Чинмой 1645
Эволюция человека и загробные миры Свами Шивананда 1633
Йога - ключ к полной жизни Годфри Девере 1520
Йога универсальный инструмент для души и тела Свами Вишну-Девананда 1454
Основания для занятия йогой Свами Сатьянанда Сарасвати 1404
Отношения между родителями и детьми Свами Праджнянпад 973
Обретение гармонии человеком Свами Праджнянпад 871

Философия Йоги

Страницы:

Йога есть не что иное, как метод объединения тела с духом. Это тот предмет, которым нужно заниматься практически, его нужно испытать самому, только теоретическое знание не подходит для эволюции. Опыт есть непосредственное знание, он действует как толчок для дальнейшего пылкого и энергичного следования этому искусству и науке. Йога это универсальная культура, так как она подходит любому, независимо от возраста, пола или национальной принадлежности.

Базовые принципы Йоги - Яма и Нияма

Мудрец Патанджали в древности сформировал восемь основополагающих принципов, на которых должно базироваться познание самого себя посредством Йоги . Он также называл это поиском души. Большинство людей впервые начинают знакомство с Йогой с Асаны - третей ступени, что является неверным с точки зрения мудреца. Прежде чем подвергать свое тело и сознание воздействию Асаны , будущим йогинам следует понять и принять принциы первых двух ступеней.

Йогу часто воспринимают за некую восточную разновидность фитнеса, либо же окутывают учение ореолом магии и мистицизма. На самом деле йога — это древняя комплексная индийская система, методы и практика которой помогают обрести гармонию души и тела. Философия системы основана на особом восприятии Вселенной и человеческой роли в ее становлении. Глобальная цель, которую ставит йога перед каждым практикующим — освобождение от иллюзий бытия и объединение с Брахманом — вечным трансцендентным началом. Если вы решили изучить йогу, то рекомендуем вам также ознакомиться с нашей статьей .

Содержание:

Основы философии йогов

Философия йоги призывает к движению от иллюзий к реальности, от преходящего к истинному и вечному

Согласно йогической концепции, человек — это сознание, имеющее форму и воплощенное в видимом мире. Душа, или атман, сама по себе безгранична и свободна от привязанности и чувств. Тело смертно, оно может жить лишь какое-то время, после чего умирает. Сознание — вечно, после смерти тела оно воплощается заново в другом, и таким образом, снова и снова приходит в физический мир. Такой бесконечный круговорот перерождений в индуистской философии имеет название сансара. Жизнь в такой реальности — это всего лишь иллюзия, обрекающая в той или иной мере на страдания. Полностью избавиться от мирских страданий можно лишь разрушив мнимые иллюзии и освободившись от отождествления себя с телом, прервав тем самым цепь перерождений.

Высшее просветление, или абсолютное соединение с Бхарманом, называют состоянием Самадхи. Именно его пытаются достичь йогины посредством совокупности различных практик.

Истинное Я каждого из нас испытывает состояние вечного блаженства и нераздельно с первозданным источником всех вещей и понятий. Философия йоги призывает к движению от иллюзий к реальности, от преходящего к истинному и вечному.

Восемь ступеней достижения

Йога-Сутра — первое описание йоги мудрецом Патанджали приблизительно во втором веке до н. э. Система включает в себя 185 афоризмов, общее название которых — «Драгоценные четки». В них раскрывается философия йоги, разбираются препятствия на пути йогина к высшей цели. Именно Патанджали вывел концепцию «восьмеричного пути», которая логично представляет последовательность всех ступеней комплексной практики. Ее также называют «ступенями для поиска души».

  • Первая ступень — Яма. Соблюдение моральных заповедей и правил, формирующих межличностные отношения;
  • Вторая ступень — Нияма. Отвечает за внутренний контроль и самодисциплину;
  • Третья ступень — Асана. Забота о физическом здоровье посредством системы упражнений (поз);
  • Четвертая ступень — Пранаяма. Дыхательные упражнения, направленные на контроль и управление потоками Праны;
  • Пятая ступень — Пратьяхара. Воздержание и контроль над чувствами;
  • Шестая ступень — Дхарана. Сосредоточение и концентрация мыслей;
  • Седьмая ступень — Дхьяна. Медитация;
  • Восьмая ступень — Самадхи. Слияние с Высшим Разумом или просветление.

Система восьми ступеней состоит из компонентов счастливой и полной жизни. Они дополняют друг друга и являются взаимозависимыми. Все ступени ведут к единой, конечной цели — Самадхи. Любые пробелы в совершенствовании одной из них послужат препятствием на пути к истинной самореализации.

Что бы практиковать йогу не обязательно подаваться в отшельники

В йоговской философии важную роль имеет понятие дхармы. Это такой морально-этический кодекс, который состоит из следующих принципов:

  1. Ахимса (воздержание от причинения вреда телом или мыслью);
  2. Статья (правдивость и честность в мыслях и словах);
  3. Астея (воздержание от воровства);
  4. Брахмачарья (целомудрие и контроль над плотскими позывами);
  5. Каруна (сострадание);
  6. Майтри (милосердие).

Существует мнение, что для практики йоги нужно податься в отшельники, засесть в пещере и все время размышлять, оставив позади все печали и радости мирского бытия. Такой путь имеет место быть, однако является лишь одним из множества других. Отшельничество ради остановки внутреннего диалога и достижения Самадхи называется санньясина. Другой, более доступный вариант практики для современного человека, — это йога в действии.

Виды йоги

В философии йоги есть семь ветвей практики, ведущих к постижению истин и самосовершенствованию. Опытные практикующие выбирают себе несколько стилей, основываясь на собственных потребностях, навыках и предпочтениях.

  • Раджа-йога. Избавление от сансары посредством медитации и длительной концентрации над собственными ощущениями ;
  • Джанана-йога или йога мудрости предполагает ступенчатое постижение законов Мироздания;
  • Йога Кармы или действия. Направлена на развитие кармы человека с помощью правильных действий, ведущих в совершенствованию;
  • Бхакти. Достижение Самадхи через молитвы и религиозный экстаз;
  • Мантра-йога. Звуковой вид, во время практики которого поются распевают специальные песнопения и мантры;
  • Тантра-йога. Внутренняя практика работы с тонкими энергиями и биополем;
  • Хатха-йога или йога силы. Связана с трансформацией физического тела посредством выполнения асан.

Лечение болезней асанами. Йога как медицина

В некоторых йогических школах разработана целая система неправильных состояний сознания человека, которые противоречат законам природы. Эти нарушения и приводят непосредственно в болезням. Современная медицина тоже имеет похожее течение — психоиммугология. Исходная точка любой болезни — искаженное состояние сознания. К примеру, если боль в горле вызывается невысказанным мнением или невозможностью что-либо объяснить окружающим, то простуда есть последствие сплетен и критики по отношению к близким.

В силу того, что болезнь является причиной духовных нарушений на тонком уровне, традиционная медицина при помощи химических препаратов и хирургических методов способна только устранить поверхностные симптомы, тогда как корень болезни останется сидеть в сознании.

Философия йоги предлагает практикующим другой подход к лечению недугов. Система хатха-йоги предполагает, что каждая асана воздействует тем или иным способом на все системы организма, способствуя устранению причины болезни. Асаны помогают войти в то самое правильное состояние, связывая физические и психические процессы.

Согласно писанию, асаны дал человеку бог Шива для достижения здоровья тела и мыслей. Во время выполнения асан тело входит в определенную позу, выполняя ее как в статике, так и в динамике. Классифицируют ассаны за позами созерцания, перевернутыми, позами баланса и др. Умственные процессы при практике асан напрямую связаны с мышечной активностью. Вся практика сопровождается контролированным трехступенчатым дыханием.

Регулярное выполнение асан оказывает терапевтический и общеукрепляющий эффект. Хатха-йога улучшает работу пищеварительной, эндокринной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, выделительной и опоро-двигательной системы.

Ниже предлагается краткий список самых популярных асан с описанием лечебного эффекта.

Одной из ведущих и универсальных поз в практике хатха-йоги является Шавасана или поза трупа. Ее выполнение подразумевает полное расслабление тела и ума. Физиологически, правильно выполненная Шавасана способна заменить несколько часов полноценного сна.

Освоив асаны, практикующий стоит у подножья возможностей регуляции всех процессов, происходящих в организме. Помещая свое тело в различные позы, йогин с помощью концентрации и дыхания посылает в определенные органы целительную энергию.

Йога - это процесс, ряд действий, трансформация, движение к цели

Здоровье и абсолютная гармония не появляются быстро — это результат комплексной работы над собой и внутренней трансформации. Каждому новичку, желающему освоить йогу, следует быть готовым к самоизменениям. Когда мы боимся перемен, они и не наступают. Самое главное — воля, самодисциплина, регулярные занятия и огромное желание достичь заданой цели.

На данный момент, согласно статистике, йогу практикуют более 20 миллионов человек на всем земном шаре. Что же делает ее столь популярной и актуальной?

  1. Йога — ключ к оздоровлению всего тела. Она способна оживить тело, наполнить его силой и энергией;
  2. Йога положительно воздействует на физический, эмоциональный и духовный уровни, соединяя душу и тело в единое целое. Ум становится ясным и светлым, а мысли — четкими и понятными;
  3. Практикующие йогу избавляются от множества болезней комплексно, вопреки тому как делает это западная медицина, вылечивая симптомы раздельно и прибегая к дорогостоящим препаратам;
  4. Йога учит вовлекаться в поток повседневных событий, оставаясь при этом внутренне безучастным и свободным от мешающей суеты;
  5. Регулярная практика прививает хорошие привычки, желание жить честно и праведно, выполнять свои обязанности и долги без мысли о потенциальном возмездии, а также контролировать собственные мысли и чувства;
  6. Йога позволяет соединится со своей внутренней природой, обрести глубокие знания Вселенной, понять законы окружающего мира и познать самого себя.

Следует помнить, что йога не является сама по себе конечной целью. Йога — это процесс, ряд действий, трансформация, движение к цели. Основная идея всей философии заключается не в результате ради результата, а в переживания трансцендентной реальности. Для настоящего йогина не имеет значение, что он делает: моет посуду или гуляет на свежем воздухе — он будет счастлив всегда. Потому что внутреннее счастье не зависит от событий иллюзорного мира. Он свободен, он наблюдает, он прост в жизни и поэтому счастлив.



Copyright © 2024 Спортивный портал - Anavex.