Условные знаки карт для спортивного ориентирования. Условные знаки спортивных карт Условные обозначения на картах спортивного ориентирования

Знаки в спортивном ориентировании очень разнообразны. Нельзя выделить среди них важные или не очень, поэтому знать необходимо все. Но все же есть такие условные обозначения, на которые следует обращать внимание в первую очередь. Только зная все эти нюансы, получится достичь совершенства в чтении карты, а значит и в спортивном ориентировании

Практически все, что мы видим на местности, отображено на карте в виде условных знаков. Каждый, хотя бы из курса школьной географии, знает самые простые топографические условные обозначения. Но этих знаний будет недостаточно, чтобы успешно читать спортивную карту, потому что топографические и спортивные знаки различаются. Начинающий ориентировщик первым делом должен выучить наизусть все спортивные условные обозначения, которые делятся на следующие большие группы:

— рельеф;

— гидрография;

— растительность;

— скалы и камни;

— искусственные объекты;

— знаки дистанции;

— лыжни (для зимнего ориентирования).

Так же в небольшую группу относят вспомогательные знаки на картах, такие как: линии магнитного меридиана, точки с отметками высоты и крест совмещения цветов. Первые обязательны для любой карты, а вторые и третьи встречаются очень редко.

Обозначения и расшифровка на картах

1.Рельеф

Обозначается исключительно коричневым цветом. Горизонталями обозначаются подъемы, спуски, большие ямы и холмы. Микрорельеф обозначается точками, галочками, одиночными линиями и прочими условными знаками.

2.Гидрография

К гидрографии относятся любые реки, озера, болота, заболоченности, родники и лужи. Следует понимать, что составитель карты не будет наносить на бумагу лужи, образовавшиеся из-за дождя, а будет прорисовывать только постоянные лужи. Озера, реки и болота, обведенные черной линией, являются непреодолимыми и пересекать их ни в коем случае нельзя.

3.Растительность

К растительности относятся условные обозначения не только растительности, но и ее отсутствия. Любые кусты отмечаются зеленым, поляны желтым, а чистый лес белым цветом. Причем в спортивных картах не будет указываться тип леса и породы растений. Единственным исключением являются четкие границы разных лесов. Например, если посадки ели переходят в посадки березы, то их границы будут обозначены черной пунктирной линией.

4.Скалы и камни

Обозначаются черным цветом. Могут выделяться как группы камней, так и отдельные камни. Скалы, преодоления которых опасно для жизни, а значит и запрещено передвижение по ним, рисуются жирнее, чтобы спортсмен сразу обращал на них внимания.

5.Искусственные объекты

Все что создано человеком относится к группе искусственных объектов. Дома, дороги, тропинки, мосты, заборы, линии электропередач, а иногда и просто груды хлама, брошенные в лесах, отмечаются в основном черными или серыми цветами.

6.Знаки дистанции

Знаки дистанции обозначаются розовым цветом. К ним относятся контрольные пункты, места старта, места финиша и пункты подпитки (питания).

Символьные легенды контрольных пунктов:

Скачать знаки и символьные легенды контрольных пунктов вы можете по ссылке :

На что в первую очередь обращать внимание?

Выбор правильного пути движения на соревнованиях очень важен. Определиться с ним помогают знаки в спортивном ориентировании. Существует несколько различных мнений по поводу того, на что следует в первую очередь обращать внимание. Логичнее всего будет сначала оценить рельеф, потому что преодоление высоких и крутых склонов отнимает много времени и сил. Как говориться: «Умный в горы не пойдет, умный гору обойдет». Автор Сергей Владимирович Михалков.

Не стоит идти напролом, лучше поискать обходные, более доступные пути.

Следующее на что следует обращать внимание - это проходимость леса. Если прямо по курсу нарисован густой лес с подлеском или сильная заболоченность, то лучше оббежать это место по дороге или чистому лесу. В некоторых случаях будет даже быстрее пробежать через бугор, чем лезть через болото.

Запрещающие знаки

Особое внимание обратите на запрещающие знаки.

Если пересечь запрещенную территорию, то спортсмен будет дисквалифицирован.

Самые важные знаки в спортивном ориентировании

Несмотря на то, что на рельеф и проходимость следует обращать внимание в первую очередь, нельзя сказать какие условные знаки в спортивном ориентировании важнее. Можно сказать, что важна система этих знаков. Достичь успехов в ориентировании получится только в том случае, если читать и обращать внимание на все, что нарисовано на карте. Иногда даже точечный ориентир поможет спортсмену больше, чем большая поляна, нанесенная на карте.

Знаки важны все!

Подведем итог

Знаки в карте местности делятся на 8 больших групп, каждая из которых имеет свой цвет (смотрите рисунки выше).

Знание всех спортивных знаков будет гарантировать то, что в голове у спортсмена будет складываться точная картина того, что ожидает его впереди.

В первую очередь следует обращать внимание на рельеф и проходимость леса, но не стоит пренебрегать и другими условными обозначениями в карте.

Если не выучить все знаки, то велик риск заблудиться, и тогда пригодятся следующие советы из видео:

Перевод с английского: Александр Глушко

Подготовка к публикации: Вячеслав Глушко)

Отображение форм земной поверхности осуществляется посредством очень подробных кривых линий (горизонталей), дополненных специальными знаками небольших бугров, ям и т. п. Дополнительно используются знаки чёрного цвета для показа камней и скал. Нормальная местность для СО лучше отображается горизонталями с вертикальным интервалом (сечением) 5 метров.

Чрезмерное использование дополнительных (подчёркивающих) горизонталей не допустимо, так как это ведет к загруженности карты и искажает реальные превышения. В отдельных случаях возможно использование меньшего сечения, если это обеспечит лучшую читаемость карты. Относительная разность высот между соседними объектами должна быть показана как можно более точно. Абсолютная точность высот имеет меньшее значение. Допускается некоторое изменение высоты горизонтали, если это улучшит отображение действительности. Это отклонение не должно превышать 25% интервала сечения рельефа, при этом следует обратить внимание на соседние горизонтали.

101 Горизонталь

Линия, соединяющая точки одной высоты. Стандартный интервал между горизонталями по вертикали (сечение рельефа) 5 м. Минимально допустимый изгиб линии 0,25 мм от центра до центра линии.

Цвет: коричневый.

102 Утолщённая горизонталь

Каждая пятая горизонталь должна быть утолщённой. Это способствует быстроте оценки разницы высот и общего восприятия форм местности. При необходимости показа мелких деталей, утолщённая горизонталь может быть вычерчена нормальной линией.

Цвет: коричневый.

103 Вспомогательная горизонталь

Используется для передачи дополнительной информации о формах рельефа, отображение которых невозможно основными горизонталями. Между двумя основными горизонталями может быть проведена только одна вспомогательная.

Цвет: коричневый.

104 Указатель направления ската (бергштрих)

Цвет: коричневый.

105 Отметки горизонталей

Цвет: коричневый.

106 Грунтовый обрыв

Крутой перегиб поверхности земли, однозначно выделяющийся из окружающей среды. Гравийные или песчаные выработки, дорожные выемки и насыпи и т. п. Зубцы должны показывать полную проекцию склона, но могут быть опущены, если два обрыва располагаются близко друг от друга. Опасные грунтовые обрывы показываются знаком 201 Очень высокие грунтовые обрывы могут быть показаны толщиной линии бровки 0,25 мм.

Цвет: коричневый

107 Грунтовый вал

Четко видимая земляная насыпь. Высота минимум 1 метр.

Цвет: коричневый.

108 Маленький земляной вал

Маленькая или частично разрушенная земляная насыпь показывается прерывистой линией. Минимальная высота 0,5 метра.

Цвет: коричневый.

109 Промоина

Овраг или ров, которые не могут быть отображены в масштабе карты знаком . Толщина линии отображает ширину промоины. Минимальная глубина 1 метр.

Цвет: коричневый.

110 Маленькая промоина

Маленькая промоина или канава. Минимальная глубина 0,5 метров.

Цвет: коричневый.

111 Бугор

Показывается горизонталями. Выделяющиеся на местности бугры, не попадающие в основное сечение рельефа, могут быть показаны основными горизонталями, если их высота не отличается от высоты основного сечения больше чем на 25%. Маленькие или плоские бугры показываются вспомогательными горизонталями.

Цвет: коричневый.

112 Внемасштабный бугор

Маленький грунтовый или каменистый бугры, которые не возможно отобразить с помощью горизонталей (диаметр менее 5 м). Минимальная высота 1 метр. В случаях совпадения с горизонталью, линия должна быть разорвана.

Цвет: коричневый.

113 Вытянутый внемасштабный бугор

Выделяющийся внемасштабный бугор вытянутой формы (длинна менее 12 м ширина менее 4 м). Показываются бугры высотой не менее 1 метра над окружающей их поверхностью. Знак не может находиться на линии горизонтали.

Цвет: коричневый.

114 Яма

Показывается горизонталями с бергштрихами. Выделяющаяся, не попадающая в основное сечение, яма может быть показана основной горизонталью, если ее глубина не отличается больше чем на 25% от основного сечения. Маленькие или плоские ямы показываются вспомогательными горизонталями.

Цвет: коричневый.

115 Внемасштабная яма

Маленькое естественное понижение (диаметром не менее 2 метров), которое не может быть отображено горизонталями в масштабе карты. Минимальная глубина от окружающей поверхности 1 метр. Центр объекта находится в центре тяжести знака. Знак ориентируется разрывом на север. Искусственные ямы следует показывать знаком 116.

Цвет: коричневый.

116 Искусственная внемасштабная яма

Шурф или яма с крутыми краями, не выражающиеся в масштабе каты (диаметром не менее 2 метров). Минимальная глубина от окружающей поверхности 1 метр. Ямы представляющие опасность показываются знаком . Центр объекта совпадает с центром тяжести знака. Знак ориентируется разрывом на север.

Цвет: коричневый.

117 Изрытая поверхность

Цвет: коричневый.

118 Специальные формы рельефа

Цвет: коричневый.


4.2 Скалы и камни

Скалы - специальная категория земной поверхности. Отображение камней даёт полезную информацию об опасности и проходимости. Отдельные камни (валуны) являются хорошими ориентирами и точками для постановки КП. Скалы показываются чёрным цветом, чтобы они отличались от отображения других форм земной поверхности. Основное внимание следует уделить тому, чтобы отображение скальных форм согласовывалось с отображением форм земной поверхности горизонталями.

201 Непреодолимая скала

Непреодолимая (опасная) скала, карьер или опасный грунтовый обрыв (см. 106) показывается линией толщиной 0,35 мм вдоль бровки и зубцами, покрывающими площадь проекции обрыва от верхней кромки до подножья. При отображении вертикальных или близко расположенных обрывов зубцы могут быть опущены (ширина прохода должна быть не менее 0,3 мм в масштабе карты). Зубцы могут быть удлинены, если это необходимо. Например, если обрывом и береговой линией нет прохода, то зубцы обрыва должны пересекать береговую линию и накладываться на край изображения водоема.

Цвет: чёрный.

202 Скалы останцы

В некоторых случаях скалы в виде столбов или гигантских валунов могут быть показаны в плане без зубцов.

Цвет: чёрный.

203 Преодолимый скальный обрыв

Маленький вертикальный скальный обрыв (высота минимум 1 м) может быть показан без зубчиков. Если направление склона не определяется однозначно или необходимо улучшить читаемость, могут быть показаны короткие зубчики в направлении склона. При отображении проходимых скальных обрывов без зубчиков концы линии бровки могут быть закруглены для улучшения восприятия.

Цвет: чёрный.

204 Скальная выработка

Скальная выработка, яма или ствол шахты, которые могут представлять опасность для бегунов. Центр объекта совпадает с центром тяжести знака. Знак ориентируется разрывом на север.

Цвет: чёрный.

205 Пещера

Показывается таким же знаком, как и скальная выработка, только ориентируется знак острием в направлении входа. Центр входа находится в центре тяжести знака.

Цвет: чёрный.

206 Валун

Камень, выделяющийся на местности, высотой не менее 1 метра. Все валуны, отображаемые на карте, должны быть легко опознаваемы но местности. Чтобы показать разницу между валунами разных размеров (находящимися на местности не далеко друг от друга) диаметр значка может быть увеличен на 20%.

Цвет: чёрный.

207 Большой валун

Особо большой камень, не выражающийся в масштабе карты.

Цвет: чёрный.

208 Каменистое поле

Территория, покрытая таким большим количеством камней (валунов), что их невозможно показать каждый отдельно с помощью знаков и , показывается произвольно ориентированными треугольниками со сторонами в соотношении 8:6:5. Объект должен отображаться минимум двумя треугольниками. Для показа разницы величины отдельных камней, покрывающих поле, некоторые треугольники могут быть увеличены на 20%.

Цвет: чёрный.

209 Груда валунов

Группа камней, тесно расположенных на небольшой площади, каждый из которых невозможно показать индивидуально. Знак ориентируется на север. В случае необходимости показать разницу между несколькими группами, размер треугольника может быть увеличен на 25% (до 1 мм).

Цвет: чёрный.

210 Каменистый грунт

Каменистая и скальная поверхность, которая влияет на пробегаемость, должна быть отображена на карте. Точки наносятся произвольно. Плотность точек показывает степень пробегаемости. Возможно использование минимум трёх точек.

Цвет: чёрный.

211 Открытый песчаный грунт

Поверхность с мягким песчаным или гравийным покрытием, снижающим скорость бега. В случае, если пробегаемость нормальная, следует использовать знаки или .

Цвет: чёрный 12,5% (22 линии/см) и жёлтый 50% (см знак 402) .

212 Чистая скала

Хорошо пробегаемая скальная поверхность без растительности. Если имеется какая-либо растительность (трава, мох и т. п.), следует использовать знаки или

Цвет: чёрный 30% (60 линий/см).


4.3 Гидрография и болота

Эта группа включает элементы гидрографии и специальные типы грунтов и растительности, связанные с присутствием воды. Эта категория объектов важна, поскольку оказывает сильное влияние на пробегаемость, что в свою очередь влияет на выбор варианта движения. Элементы этой группы УЗ являются хорошими ориентирами для постановки КП. Чёрная береговая линия показывает непроходимость данного пространства при нормальном уровне воды. В засушливых районах, элементы данного раздела могут содержать воду только в некоторых сезонах.

301 Озеро

Большие водные пространства показываются регулярной точечной сеткой, маленькие - сплошной заливкой. Чёрная береговая линия показывает непроходимость объекта.

Цвет: голубой 50% (60 линий/см)

302 Пруд

В случаях когда озеро или пруд меньше 1 мм 2 в масштабе карты береговая линия не показывается.

Цвет: голубой.

303 Лужа

Яма с водой или лужа, не выражающаяся в масштабе карты. Центр объекта совпадает с центром тяжести знака.

Цвет: голубой.

304 Непреодолимая река

Непреодолимая река или канал показывается чёрной береговой линией. Линия может быть разорвана в местах брода.

Цвет: голубой 50% (60 линий/см), чёрный.

305 Преодолимая река

Преодолимый река или канава шириной минимум 2 метра. Если ширина больше 5 метров, то объект показывается в масштабе карты.

Цвет: голубой.

306 Преодолимый ручей

Преодолимый ручей или канава шириной менее 2 метров. Для лучшей читаемости, канава по болоту должна отображаться знаком 305 .

Цвет: голубой.

307 Канава с водой

Естественная или искусственная пересыхающая канава.

Цвет: голубой.

308 Узкое болото

Болото или мокрый грунт, которые невозможно показать знаком 310 (ширина меньше чем 5 метров).

Цвет: голубой.

309 Непроходимое болото

Болото непроходимое или опасное для спортсменов. Чёрная линия дается по контуру.

Цвет: голубой, чёрный.

310 Болото

Преодолимое болото с четко видимыми краями. Знак 310 может комбинироваться со знаком 403 для отображения открытого болота. Залесённые болота могут быть показаны в комбинации со знаками растительности . Маленькие болота показываются на карте не меньше, чем двумя штрихами. Если маленькое болотце показывается в сочетании со знаками / , то для улучшения читаемости, разрешается заменить эти знаки на / соответственно.

Цвет: голубой.

311 Нечёткое болото

Заболоченный грунт, пересыхающее болото или места перехода нормального грунта в проходимое болото. Знак может быть использован в комбинации со знаком или для открытых мест. Залесённое болото может быть показано в комбинации со знаками 406 - 410 . Минимальный размер знака четыре штриха.

Цвет: голубой.

312 Колодец

Колодцы скважины или оборудованные источники, четко видимые на местности.

Цвет: голубой.

313 Родник

Родник или четко видимый исток. Знак ориентируется разрывом вниз по течению.

Цвет: голубой.

314 Специальный объект гидрографии

Знак служит для показа специальных внемасштабных объектов гидрографии. Пояснение к использованию знака должно быть дано в легенде карты.

Цвет: голубой.


4.4 Растительный покров

Отображение растительности важно для ориентирования, так как оказывает влияние на пробегаемость, видимость и читаемость карты.

Основные принципы:

  • белый используется для отображения нормального, хорошо пробегаемого леса,
  • жёлтый используется для показа открытых пространств различных категорий,
  • зелёный отображает плотность леса и подлеска в зависимости от пробегаемости и видимости, разделенных на несколько категорий.

ПРОБЕГАЕМОСТЬ

Пробегаемость растительности зависит от структуры леса, подлеска или кустарника. Наличия ежевики, вереска, крапивы, обрубленных веток и т. п. Состояние почв и грунтов, влияющее на проходимость, отображается отдельно.

Пробегаемость леса подразделяется на четыре категории, в зависимости от снижения скорости бега, по сравнению со скоростью бега в нормальном лесу. Например, если скорость бега в нормальном лесу 5 минут на километр, то ниже приведены коэффициенты соответствующие каждой из таких категорий:

нормальный лес 80 - 100% 5:00 - 6:15 мин/км
медленно пробегаемая растительность 60 - 80% 6:15 - 8:20 мин/км
трудно пробегаемая растительность 20 - 60% 8:20 - 25:00 мин/км
трудно проходимая растительность 0 - 20% > 25:00 мин/км

401 Открытое пространство

Поля, луга, пашни, покосы и т. п. без деревьев или кустарников, легко пробегаемые. Если жёлтый цвет становится доминирующим, возможна замена заливки на точечную сетку 75%.

Цвет: жёлтый.

402 Полуоткрытое пространство

Луга с отдельно стоящими деревьями или кустами, легко пробегаемые. Площади, занимающие меньше 10 мм 2 в масштабе карты, показываются знаком 401 знаками 418 - 420 . Если жёлтый цвет становится доминирующим, возможна замена заливки на точечную сетку 75%.

Цвет: жёлтый (20 линий/см).

403 Неудобь

Пустоши, вырубки, лесопосадки (высота деревьев до 1 метра) или другие открытые пространства с неудобной для бега поверхностью (растительностью), такой как вереск, высокая трава или мелкие сучки на вырубках. Знак может комбинироваться со знаком 407 или для отображения изменения условий пробегаемости.

Цвет: жёлтый 50% (60 линий/см).

404 Неудобь с редколесьем

Редколесье по неудобице. В случаях когда группы растительности, показываемые белым или зелёным цветом, сливаются,- такие группы обобщаются и показываются регулярным рисунком, состоящим из больших белых точек на желтом фоне. Площади, занимающие меньше 10 мм 2 в масштабе карты, показываются знаком 403 . Отдельные деревья могут быть добавлены знаками 418 - 420 .

Цвет: жёлтый 70% (60 линий/см), белый 48,5% (14,3 лин/см).

405 Лес: легко пробегаемый

Типичный для данной местности лес, хорошо пробегаемый. Если в районе нет хорошо пробегаемого леса, то на карте не должно быть белого цвета.

Цвет: белый.

406 Лес: медленно пробегаемый

Густой лес с низкой видимостью, снижающий скорость бега до 60 - 80% от нормальной.

Цвет: зелёный 30% (60 линий/см).

407 Подлесок: медленно пробегаемый

Густой подлесок, не ограничивающий видимость (ежевика, вереск, низкорослый кустарник), а также валежник или срубленные ветки, снижающие скорость бега до 60 - 80% от нормальной. Возможно использование этого знака в комбинации со знаками 406 или .

Цвет: зелёный 14,3% (11,9 линий/см).

408 Лес: трудно пробегаемый

Густой лес с низкой видимостью, снижающий скорость бега до 20 - 60% от нормальной.

Цвет: зелёный 60% (60 линий/см).

409 Подлесок: трудно пробегаемый

Густой подлесок, не ограничивающий видимость (ежевика, вереск, низкорослый кустарник), а также валежник или срубленные ветки, снижающие скорость бега до 20 - 60% от нормальной. Возможно использование этого знака в комбинации со знаками 406 или .

Цвет: зелёный 28,6% (23,8 линий/см).

410 Непроходимая растительность

Густой лес или подлесок снижающие скорость бега до 0 - 20%.

Цвет: зелёный.

411 Лес, пробегаемый в одном направлении

В случаях, когда лес хорошо пробегается в одном направлении, но снижает скорость бега в других направлениях, белые полосы на зелёном фоне показывают направление, в котором бежать легко.

Цвет: зелёный, белый.

412 Сад

Плантации плодовых деревьев или кустарников. Зелёные точки могут показывать направление рядов. Если жёлтый цвет становится доминирующим, возможна замена заливки на точечную сетку 75%.

Цвет: жёлтый, зелёный 25% (12,5 линий/см).

413 Виноградник

Зелёные линии могу быть ориентированы в направлении посадок. Если жёлтый цвет становится доминирующим, возможна замена заливки на точечную сетку 75%.

Цвет: жёлтый, зелёный.

414 Чёткая граница культивируемых участков

Граница обрабатываемых участков, если она не совпадает с другими знаками (ограда, дорога, насыпь и т. п.). Постоянная граница между двумя видами обрабатываемой земли также может быть показана этим знаком.

Цвет: чёрный.

415 Пашня

Пашни с сезонными границами посевов могут быть показаны чёрными регулярными точками.

Цвет: жёлтый 100%, чёрный 5% (12 линий/см).

416 Чёткая граница растительности

Чёткая кромка леса или граница пород леса.

Цвет: чёрный

417 Нечёткая граница

Нечёткая граница между видами растительности показывается только сменой цвета без граничной линии.

418, 419, 420 Специальные объекты растительности

Использование этих знаков для показа внемасштабных объектов растительности должно быть пояснено в легенде карты.

Цвет: зелёный.


4.5 Искусственные объекты

Дороги имеют большое значение для спортсменов и поэтому дорожная сеть, несомненно, должна быть отображена на карте. Особенно важно для спортсменов отображение мелких троп. Важно показать не столько ширину дороги или тропы, сколько то, насколько она удобна для бега, и то, как хорошо она видна на местности. Остальные объекты антропогенного происхождения также являются хорошими ориентирами и точками для постановки КП.

501 Автострада

Шоссейная дорога с разделительной полосой. Ширина знака показывается в масштабе карты, но не уже, чем указанные минимальные размеры. Внешняя граница может быть заменена знаками , , или , если какой либо из этих знаков должен быть показан так близко, что сольется с чёрной линией края дороги. Пространство между чёрными линиями заполняется коричневой точечной сеткой (50%). Реконструируемые и строящиеся дороги могут быть показаны прерывистой линией.

502 Шоссе

Шоссейная дорога шириной более 5 метров. Ширина показывается в масштабе карты, но не уже указанного минимума. Внешняя граница может быть заменена знаками , , или , если какой либо из этих знаков должен быть показан так близко, что сольется с чёрной линией края дороги. Пространство между чёрными линиями заполняется коричневой точечной сеткой (50%). Реконструируемые и строящиеся дороги могут быть показаны прерывистой линией.

Цвет: чёрный и коричневый 50% (60 линий/см).

503 Узкое шоссе

Шоссе или асфальтированная дорожка, шириной 3 - 5 метров. Пространство между чёрными линиями заполняется коричневой точечной сеткой (50%). Реконструируемые и строящиеся дороги могут быть показаны прерывистой линией.

Цвет: чёрный и коричневый 50% (60 линий/см).

504 Улучшенная дорога

Автодорога с улучшенным покрытием пригодная для движения в любое время года. Ширина менее 3 метров.

Цвет: чёрный.

505 Грунтовая дорога

Плохо обслуживаемая дорога пригодная только для медленной езды на машине. Ширина менее 3 метров.

Цвет: чёрный.

506 Тропа

Широкая пешеходная тропа или старая дорога, хорошо видимые на местности.

Цвет: чёрный.

507 Тропинка

Узкая тропа или лесная дорожка, которые могут повысить скорость бега.

Цвет: чёрный.

508 Исчезающая тропинка

Пропадающая тропа или лесная дорога.

Цвет: чёрный.

509 Узкая просека

Чёткая просека шириной менее 5 метров. Просека в лесу (обычно в густом), не имеющая тропы или дороги по ней. В случаях, когда по просеке имеется дорога или тропа, следует использовать знаки или соответственно.

Цвет: чёрный.

510 Чёткий перекресток

В случаях, когда развилки или перекрестки чётко видны на местности, то штрихи знаков соединяются или пересекаются в этих точках.

Цвет: чёрный.

511 Нечёткий перекресток

В случаях, когда развилки или перекрестки чётко не видны на местности, то штрихи знаков разрываются в этих точках.

Цвет: чёрный.

512 Пешеходный мостик

Пешеходный мостик без тропы.

Цвет: чёрный.

513 Переправа с мостом

Показывается штрихом знака дороги или тропы поперёк водной преграды.

Цвет: чёрный.

514 Переправа без моста

Если в месте пересечения дороги или тропы через реку, ручей или канаву нет моста, то пунктир дороги или тропы разрывается в этом месте.

Цвет: чёрный.

515 Железная дорога

Железнодорожное полотно, трамвайные пути, узкоколейка и т. п.

Цвет: чёрный.

516 Линия электропередачи

ЛЭП, канатная дорога или подъёмник. Поперечные штрихи показывают места опор.

Цвет: чёрный.

517 Линия электропередачи на высоких опорах

Расстояние между линиями может показывать ширину ЛЭП. Поперечные штрихи показывают места опор.

Цвет: чёрный.

518 Туннель

Пересечение дорог, дорог с водными преградами и т. п. Также показываются туннели, к которым не подходят дороги или тропы.

Цвет: чёрный.

519 Каменная стена

Каменная стена или облицованный камнем вал (насыпь)

Цвет: чёрный.

520 Разрушенная каменная стена

Может быть показана прерывистой линией.

Цвет: чёрный.

529 Территория с покрытием

Территории с асфальтовым или другим покрытием. Используются для парковок и других целей.

Цвет: черный и коричневый 50% (60 линий/см)

530 Развалины

Показываются в плане, если это возможно в масштабе карты. Очень маленькие объекты могут быть показаны сплошной линией.

Цвет: чёрный.

531 Стрельбище

Стрельбище показывается специальным предупреждающим знаком. Прилегающие строения показываются отдельно.

Цвет: чёрный.

532 Могила

Чётко видимое захоронение с камнем или другим знаком. Центр объекта совпадает с центром тяжести знака. Знак ориентируется на север. Кладбище может быть показано симметрично расположенными значками по всей его территории.

Цвет: чёрный.

533 Трубопровод

Трубопровод (газ, вода и т. п.) на поверхности, который можно пересечь в любом месте (сверху или снизу).

Цвет: чёрный.

534 Трубопровод непреодолимый

Любой трубопровод, который является непреодолимым для спортсменов.

Цвет: чёрный.

535 Высокая башня

Высокая башня или пилон, возвышающиеся над окружающим лесом. Центр объекта совпадает с центром тяжести знака.

Цвет: чёрный.

536 Маленькая башня

Охотничья вышка или насест и т. п.

Цвет: чёрный.

537 Пилон

Пилон, мемориальный камень или граничный знак высотой больше 0,5 метра.

Цвет: чёрный.

538 Кормушка

Кормушка на специальном строении или на дереве. Центр объекта совпадает с центром тяжести знака. В некоторых случаях могут не отображаться.

Цвет: чёрный.

539, 540 Специальные искусственные объекты

Использование знаков должно быть пояснено в легенде карты.

Цвет: чёрный.


4.6 Технические знаки

Технические знаки являются существенными для любого типа карт.

601 Линии магнитного меридиана

Располагаются на карте с интервалом 33,33 мм, что соответствует 500 метрам в масштабе 1: 15 000. На картах в других масштабах эти линии располагаются с интервалом кратным круглому количеству метров (50 м, 100 м, 250 м) и наносятся на карту на расстоянии в промежутке между 20 и 40 мм. Линии магнитного меридиана могут быть разорваны в местах пересечения с мелкими деталями карты (валуны, бугры, скалы, слияния ручьев, концы троп и т. п.) На картах с малым количеством объектов отображаемых голубым цветом, линии магнитного меридиана могут быть показаны голубыми линиями.

Цвет: чёрный (голубой).

602 Контрольные метки

По меньшей мере, три контрольных метки должны быть показаны на полях карты. Причём места нанесения меток должны быть асимметричны. Кроме того, возможно нанесение рисунка для контроля совмещения цветов.

Цвет: все цвета, используемые при печати данной карты.

603 Отметки высот

Отметки высот могут быть даны для облегчения грубой оценки перепада высот в районе карты. Значение отметок округляются до целых метров. Надписи ориентируются. Урезы воды даются на голубом фоне.

Цвет: чёрный.


4.7 Знаки для нанесения элементов дистанции

Элементы дистанции должны быть нанесены на карту типографским способом, по крайней мере, для участников элитных групп. Для остальных категорий участников возможно нанесение дистанций вручную. Размеры соответствуют для всех масштабов карт.

701 Старт

Место старта или место выдачи карт (если они не совпадают) показывается правильным треугольником, ориентированным в направлении первого КП. Центр треугольника показывает точку старта (начала ориентирования).

Цвет: пурпурный.

702 Контрольный пункт

КП обозначается кругом. Центр круга совпадает с точкой постановки КП. Сегмент круга не должен закрывать мелкие детали карты.

Цвет: пурпурный.

703 Номер контрольного пункта

Номер КП располагается рядом со знаком КП таким образом, чтобы не закрывались детали карты. Цифра ориентируется на север.

Цвет: пурпурный.

704 Линия

Линии, соединяющие элементы дистанции в порядке прохождения, не должны закрывать мелкие элементы карты.

Цвет: пурпурный.

705 Маркированные участки

Показываются на карте пунктирной линией.

Цвет: пурпурный.

706 Финиш

Показывается двумя концентрическими окружностями.

Цвет: пурпурный.

707 Запретная линия

Линия, которую запрещено пересекать во время соревнований.

Цвет: пурпурный.

708 Проход

Место возможного пересечения различных преград во время соревнований.

Цвет: пурпурный.

712 Первая помощь

Пункт первой помощи.

Цвет: пурпурный.

713 Пункт питания

Пункт питания, не совпадающий с КП.

Цвет: пурпурный.

Для того чтобы карта хорошо читалась и была понятной, используются как различные цвета, так и различные условные знаки, символы. Мы будем работать со спортивной картой, которая сделана специально для ориентирования.

Правила картографии, которыми пользуются для подготовки спортивных карт, являются международными. Это означает, что, если вам вдруг в Японии попадется в руки спортивная карта, вы сможете без проблем «прочитать» ее.

Белый означает лес

Коричневый чаще всего относится к рельефу. С его помощью обозначают горы, холмы, ямы и тому подобное. Коричневый используется также для обозначения гравийных и асфальтовых поверхностей.

Желтый обозначает открытое пространство. Это могут быть газоны, поля, луга и полянки.

Зеленый обозначает плотность Растительности и степень проходимости леса. Чем темнее зеленый цвет, тем труднее пройти через него, например, густые посадки.

Голубой : озера, реки, ручьи,; болота, канавы (все, что связано с водой)

Черный обозначает объекты деятельности человека: дорожки, тропинки, каменные стены, линии электропередач, дома и т.д. Кроме того камни и скалы тоже передаются черным цветом.

Растительность


Открытое пространство. Местность без деревьев и кустов, поле, луга.
Лес: легко бежать. Открытый лес в котором нет препятствий для бега
Лес: медленный бег.
Лес: трудный бег.
Растительность: очень трудно или невозможно бежать, непроходимость.
Фруктовый сад.
Виноградники.
Четкая граница растительности.
Особый объект растительности.
Широкая просека.

Гидрография и болота



Искусственные сооружения

К ним относится все то, что имеет неприродное происхождение, например дороги, ограды, туннели. В лесу часто можно встретить сооруженные людьми кормушки, шалаши, скамейки, которые также являются ориентирами и отображаются на карте.

Дороги, просеки и тропы используются спортсменами и как ориентиры, и как пути движения. Дороги различаются по покрытию и ширине и со временем подвержены значительным изменениям.


Шоссе.
Улучшенная грунтовая дорога
Грунтовая дорога.
Маленькая тропа.
Узкая просека. Просека. Узкая вырубка в лесу, прогалина, которая хорошо заметна в лесу.
Железная дорога.
Электролиния.
Туннель.
Каменная стена. Каменная стена, вал, насыпь, которая составлена с камней различного размера
Разрушенная каменная стена.
Высокая каменная стена.
Ограда.
Разрушенная ограда.
Высокая ограда.
Проход в ограде.
Строения. Имеет жилищное или хозяйственное назначение.
Маленькое строение.
Руины.
Могила.
Трубопровод.
Высокая башня.
Маленькая башня.

Рельеф

Рельеф – это совокупность неровностей земной поверхности - возвышений и понижений. Горизонталь – линия, соединяющая точки рельефа, находящиеся на одной высоте. Короткие штрихи поперек горизонталей называют берштрихами, они показывают направление понижения склона.

Рельеф - коричневые линии на карте

Горизонталь (основная горизонталь). Промоина. Очень узкая впадина, глубокое ущелье с крутыми незадернованными склонами и характерным, как правило, сухим водотоком.
Линия ската, бергштрих. Маленький холм, микробугорок.
Земляной обрыв. Холм, бугор.
Земляной вал. Впадина, яма.
Маленький земляной вал. Маленькая впадина, микроямка


Скалы и камни

В этой главе мы разберем более подробно, что означает знаки, показанные на карте коричневым цветом, и, как мы уже отмечали ранее, эти знаки показывают различия в высоте. В первую очередь мы сосредоточимся на сплошных коричневых линиях, расположенных на карте. Они называются горизонтали. Чтобы понять, что именно они обозначают, давайте в дальнейшем рассматривать местность, изображенную на карте, с точки зрения вверх или вниз. Для ориентирования недостаточно направлений вперед, назад, вправо и влево, которыми мы оперируем при рассмотрении плоской местности. Необходимость учитывать рельеф местности может показаться слишком сложной, но овладение этим пониманием откроет вам двери к возможности справиться с более сложным ориентированием.

Слева вы видите рельефную картинку, на которой видны все неровности местности. Справа - спортивная карта этого же места.

Рельеф на карте изображается кривыми непрерывными линиями - горизонталями

Первый шаг на пути изучения рельефа - это понимание, что чем больше горизонталей нарисовано на карте, тем выше склон в этом месте, чем ближе друг к другу изображены горизонтали, тем склон круче

Следует разобраться, где на карте обозначается понижение (лощины, ямы), а где возвышенности (холм, бугор и т.д.), а также, где именно самая высокая точка на холме. Это наглядно видно на рисунке, где отмечены эти места.

Бергштрих - короткая черточка, ставится перпендикулярно горизонталям, указывает на карте падение склона.

. Обычно, различие в высоте, обозначаемое с помощью горизонталей, составляет 5 м и называется сечение рельефа. Сечение рельефа указывается на карте. Сечение рельефа: высота сечение рельефа – это вертикальное расстояние между горизонтальными плоскостями, которые условно пересекают поверхность земли. Мысленные линии пересечения, образующиеся при этом, называют горизонталями. С их помощью на картах изображают различные формы рельефа.

Как пользоваться картой?

Теперь вы знаете, как устроена карта и, что она состоит из различных цветов и условных знаков. Чтобы пользоваться картой, суметь ее «прочитать», важно чтобы она соответствовала местности. Карту можно сравнить с кусочком мозаики или пазлом. Фрагмент пазла можно поместить в полотно, только вернув его одним конкретным образом. То же самое и с картой. Она правильно отображает местность только тогда, когда она развернута одним определенным способом, а именно: север карты всегда должен совпадать с севером на местности.

В зависимости от того, в каком направлении вам нужно перемещаться, вам понадобиться поворачивать карту, «читать» ее снизу вверх или справа налево и т.д. На рисунке ниже показана карта, сориентированная относительно местности. Объекты справа от спортсмена, например, река и мост, находятся также справа на карте. Два больших домика расположены за дорогой, а домик поменьше и ЛЭП находится слева от спортсмена.

Когда вы правильно ориентируете карту, становится просто сравнивать ее с местностью.

Прием «большого пальца» и свернутая карта облегчают ориентирование.

Используйте прием «большого пальца»

Процесс чтения карты может стать проще, если каким-либо образом отмечать на карте, где вы в данный момент находитесь. Очень удобно делать это с помощью приема «большого пальца». Это означает, что вы концом большого пальца (или углом платы компаса) указываете на точку в карте, где вы находитесь в данный момент. Когда же вы перемещаетесь по местности, вы также перемещаете и большой палец таким образом, чтобы постоянно указывать то место, где вы оказываетесь. Этот метод также работает и в случае, когда вам надо быстро найти себя в карте, если вы вдруг отвлеклись и ненадолго выпустили карту и местность из поля зрения. Иногда карта оказывается такого размера, что неудобно отслеживать ее большим пальцем, в этом случае, ее следует свернуть. Когда вы складываете карту, важно чтобы вы видели как точку, в которой находитесь, так и точку, в которую хотите попасть, чтобы вам не пришлось бесконечно переворачивать карту туда-сюда.

Несмотря на то, что вы стараетесь тщательно отслеживать свои перемещения, иногда случается, что вы не можете в точности определить, где вы находитесь. В этом случае, самый лучший способ остановиться и сориентировать карту. После этого постарайтесь определить, в какой точке карты вы последний раз "привязались", и в то же время осмотритесь по сторонам, чтобы постараться найти отчетливый ориентир, например, тропинку, поляну или камень, который может послужить подсказкой, где именно на карте вы находитесь в данный момент. Эти меры, как правило, могут дать вам необходимую информацию, чтобы рассчитать ваше местоположение.

Линейные ориентиры - мерила, за которые удобно держаться.

По тропинкам и дорожкам передвигаться легче всего Когда вы выбираете путь в лесу, вам следует пользоваться помощью различных объектов местности. Самые удобные и простые объекты, вдоль которых легко ориентироваться, называются линейными ориентирами. Линейными ориентирами называют такие объекты, вдоль которых вы можете двигаться большой отрезок дистанции. В качестве примеров линейных ориентиров можно назвать тропинки, дорожки, канавы, ЛЭП, края полей и т.п. Вдоль этик объектов легко перемещаться и их легко различить как на карте, так и на местности. Заборы, овраги и ручьи тоже хорошо помогают Есть и другие виды линейных ориентиров, которые не такие четкие, но иногда они могут выполнять роль вперил». Некоторые примеры таких объектов: забор, овраг, край вырубки и ручей, протекающий через лес. Иногда они не такие заметные, и к тому же иногда может оказаться довольно сложно следовать им из-за растительности, в особенности это касается берегов ручья и границ вырубок. Даже холмы и болота могут выполнять функцию линейных ориентиров

Когда вы регулярно тренируетесь и имеете некоторый опыт в ориентировании, вы обнаруживаете, что края болот или вытянутые формы рельефа могут выполнять функцию линейных ориентиров. Но все же они довольно ненадежные, поскольку существует риск перепутать холмы или болотца с похожими на местности.

Стороны света

В полдень Солнце всегда находится в направлении юга. Самая короткая тень от местных предметов бывает в 13 часов, и направление тени в это время будет указывать на север.

Компас - помогает нам сориентировать карту

Компас всегда был тесно связан с понятием ориентирование. Раньше, когда карты были не достаточно подробными и скорее схематичными, основным приемом ориентирования было следовать азимуту. В настоящее время с детальными, тщательно прорисованными картами компас перестает играть столь важную роль, как раньше. Акцент ставиться на то, чтобы читать карту и использовать компас для правильного ориентирования карты. Мы уже констатировали ранее, что карту обязательно надо правильно сориентировать для того, чтобы ее правильно использовать. Компас может нам в этом помочь, поскольку на всех картах есть север. Север всегда находится наверху карты. На карте всегда нанесены тонкие линии, синие или черные, расположенные в направлении север-юг. Они называются - линии магнитного меридиана. Эти линии необходимы для того, чтобы ориентировать карту с помощью компаса и для снятия азимута. Если линии магнитного меридиана расположены параллельно стрелке компаса и красная половинка стрелки компаса показывает на север карты - карта сориентирована правильно.

Снятие азимута.

Помимо чтения карты нужно также уметь снимать азимут и следовать ему, если невозможно использовать линейные ориентиры. Также важно уметь идти по азимуту, когда приходится перемещаться в темноте или в тумане, последнее особенно важно в горных районах.

Как многое в ориентировании, компас с годами развивается и становится все более усовершенствованным. На данный момент существует множество различных типов компасов, каждый со своим особенным внешним видом, с различными видами шкал. Наряду с тем, что компасы бывают разных моделей, существуют также различные техники использования компаса. В ориентировании используются в основном два типа платы для компаса: традиционная - прямоугольная, и на палец.

Использование компаса на плате для пальца

Приложите компас к карте так, чтобы край платы компаса соединял точку, где вы стоите, с той, куда вы хотите попасть. Важно, чтобы стрелка на переднем краю платы компаса указывала в том направлении, куда вы хотели бы попасть. Начинайте ориентировать карту, поворачиваясь всем корпусом пока красная часть стрелки компаса не будет указывать на север карты. Затем вращайте колбу компаса до тех пор, пока север, помеченный значком N на шкале колбы компаса, не будет указывать на север карты. Если вы повернете колбу наоборот, тогда на следующем этапе вы начнете движение в противоположном направлении.
Переложите карту в другую руку, а компас держите перед собой, параллельно земле на уровне пояса. Поворачивайтесь всем корпусом до тех пор, пока красная часть стрелки компаса не будет указывать на север, помеченный значком N на шкале колбы компаса. Даже сейчас вы можете ошибиться и взять курс в противоположном направлении. Прицельтесь вдоль воображаемой линии движения на какой-либо хорошо заметный ориентир на местности, например, необычное дерево. Когда вы добежите до дерева, прицельтесь еще раз на следующий отчетливый ориентир и т.д., доберетесь до нужной вам точки.

Грубый азимут и точный азимут.

Ориентировщики между собой часто говорят о грубом или точном азимуте. Под грубым азимутом подразумевается, что спортсмен следует в приблизительном направлении и не смотрит на компас особенно часто. Такой способ используется, когда впереди вас ждет какой-либо "упреждающий" линейный ориентир, например, поперечная тропинка или поле, и не особенно важно в какой именно точке вы попадете на этот линейный ориентир.

Под точным азимутом имеется в виду, что спортсмен точно выдерживает направление, часто смотрит на компас и часто использует промежуточные ориентиры. Это повышает уверенность, когда вы ищете контрольный пункт, например, у камня положенного в лесу в отдалении от линейных ориентиров.

Фрагменты карты показывают два различных примера, как можно ориентироваться с помощью компаса. Слева вы будете использовать грубый азимут на открытое пространство, а справа вы воспользуетесь точным азимутом от изгиба тропики точно на камень.

  • III.ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ И ЗРИТЕЛЕЙ, МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, АНТИДОПИНГОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ
  • Адміністративні правопорушення: поняття та ознаки та склад
  • Вероятные признаки (объективные признаки, определяемые при осмотре)


  • Редакция 2002 г.

    5. УЗ карт для ориентирования на лыжах

    5.1. Общие требования

    Карты для ориентирования на лыжах (ЛО) базируются на условных знаках (УЗ) используемых при составлении карт для ориентирования бегом. Однако специфика ЛО определяет некоторые изменения и отклонения в базовых УЗ, необходимые для передачи информации требуемой спортсмену для ориентирования на лыжах. Эти специальные требования и УЗ описаны в этой главе.

    Отклонения от УЗ допустимы только с санкции национальной Комиссии ЛО. Для международных мероприятий, санкция должны быть дана Комиссией ЛО IOF (IOF Ski-O Commission ).

    Карты для ориентирования бегом могут быть использованы для проведения соревнований ЛО всех уровней, если темно-зёленый цвет (знак 410) будет изменен на светло-зёленый цвет (знак 406) . Для международных соревнований требуется разрешение Комиссии ЛО IOF.

    Ориентирование на лыжах - это вид спорта, в котором спортсмен, передвигаясь на лыжах, использует карту, чтобы выбрать и осуществить оптимальный вариант движения, используя предлагаемую организаторами сетку лыжней, для преодоления маршрута от старта, через множество контрольных пунктов, до финиша. В ЛО лыжная подготовка и умение ориентироваться должны сочетаться таким способом, чтобы умение ориентироваться являлось решающим элементом.

    В ориентировании на лыжах, кроме оценки качества лыжни и протяженности выбираемого варианта, также необходима оценка перепадов высот. Очевидно, что карта должна точно и понятно отображать эти особенности. Карта также должна быть легко и однозначно читаемой при передвижении на лыжах в условиях соревнований. Это означает, что карта должна избегать большой детализации в местах не видимых с лыжни, чтобы выделить сеть лыжней, и упростить представление форм земной поверхности (рельефа). Показывать нужно только детали, которые влияют на: а) выбор маршрута и б) ориентирование и определение местонахождения.

    Для осуществления принципа справедливости во время соревнований должны быть введены дополнительные УЗ. Эти знаки описывают качество и ширину лыжней.

    5.3. Масштаб

    Масштаб карты для длинных дистанций должен быть 1:15000, для средних дистанций и эстафет 1:15000 или 1:10000, для коротких дистанций 1:10000 и для спринта 1:10000 или 1:5000. В специальных случаях, для мероприятий IOF, организатор и представитель IOF могут выбрать карты иных масштабов. Национальная Комиссия ЛО может сделать то же самое для национальных мероприятий.

    Укрупнение масштаба позволяет создать более плотную и тоже время легко читаемую сетку лыжней. Кроме того, уменьшается вероятность ошибок при отображении форм перемычек (соединений) и углов в точках разветвлений и перекрещивания лыжней.

    5.4. Сечение рельефа

    Интервал сечения рельефа должен быть, как правило, 5 м., но могут использоваться другие, альтернативные варианты (2,5 м или 10 м). В специальных случаях, при проведении мероприятий IOF, организатор и представитель IOF могут выбрать другой интервал сечения рельефа. Национальная Комиссия ЛО может сделать то же самое для национальных мероприятий.

    5.5 Цвета

    Правильный порядок наложения цветов играет важную роль в читаемости карты ЛО. Порядок установки цветов при печати карты на цветном принтере должен быть следующий:

      верхний фиолетовый: номера и коды контрольных пунктов (КП), запрещенные территории, загрязненные или бесснежные дороги и точка начала ориентирования, а также (при необходимости) центр соревнований

    1. коричневый

      верхний зеленый (PMS 354): лыжни

      нижний фиолетовый: контрольные пункты и линии между ними

    2. нижний зеленый (PMS 361): все другие УЗ зеленого цвета, кроме лыжней

    Порядок цветов при офсетной печати карты тот же самый.

    Линии горизонталей смещаются в случаях совмещения их с линиями зеленого цвета (лыжни). Требуется цветной принтер высокого качества для того, чтобы коричневые линии не закрывали линии лыжней. Степень влияния совмещения коричневых линий с зелеными на читаемость карты, при проведении мероприятий IOF, могут оценить организатор и представитель IOF, и принять соответствующее решение.

    5.6. Печать и тиражирование

    Карты для соревнований по ЛО часто обновляются накануне соревнований. Сетка лыжней может быть пересмотрена за несколько дней до старта. Поэтому новые цифровые методы печати: лазерные принтеры, цветовые копировальные устройства и т. д. хорошо удовлетворяют требованиям, предъявляемым к картам ЛО.

    Ответственность по качеству карты должны нести организатор и представитель IOF (для мероприятий IOF).

    5.7.1. Использование условных знаков для ориентирования бегом

    Рельеф

    Форма рельефа показывается с помощью горизонталей. Для того, чтобы улучшить читаемость карты при быстром беге на лыжах, линии горизонталей должны быть более обобщёнными по сравнению с картами ориентирования бегом. Линии горизонталей не должны быть пропущены, если они необходимы на плоской местности.

    Скалы и камни

    Камни и скалы не подходят на роль критерия для выбора маршрута, но в некоторых случаях они могут служить в качестве значимых объектов для ориентирования и привязки. Карта может показывать эти особенности, если они видимы для участника, когда земля покрыта снегом.

    Гидрография и болота

    Кроме ориентирования и привязки, знаки этой группы важны для участника так как они способствуют определению высоты (что есть «верх», а что есть «низ») в картах со сложным рельефом.

    Открытое пространство и растительность

    Представление растительности важно спортсмену большей частью для ориентирования, но также может быть использовано для выбора маршрута в случаях, когда он хочет попробовать сделать срезку. Чтобы не испортить читаемость зелёных лыжней, все знаки проходимости растительности должны быть показаны знаком 406 .

    Искусственные объекты и сооружения

    Знак 509 - узкая просека используются для не вспаханных дорожек, хорошо видимых на местности.

    5.7.2 Размеры знаков для карт различных масштабов

    Толщина линии горизонтали может быть уменьшена (0.11 мм), для того, чтобы УЗ лыжней не закрывались ими.

    5.7.3. Специальные условные знаки

    Следующие знаки предназначены для карт лыжного ориентирования

    Лыжни

    Сетка лыжней отображается разнообразными зелеными линиями интенсивного и четко видимого цвета (рекомендуется PMS 354). Когда лыжня проложена по тропе (лесной дороге), тропа не показывается, (то есть черный не используется).

    В отличие от всех других лыжней (показываемых зелеными линиями), наезженные дороги пригодные для передвижения на лыжах показываются черной линией, потому что дороги должны отличаться от специально подготовленных лыжней. Условия для передвижения на лыжах по наезженной дороге отличаются от тех, которые существуют на специально подготовленных лыжных трассах. Состояние наезженной дороги может измениться более быстро (например, дождь, снегопад, таяние на солнце).

    Все разветвления и пересечения должны быть вычерчены тщательно, чтобы точно отобразить подобие разветвлений и пересечений. Это действительно также и для пунктирных линий.

    801 Очень широкая лыжня > 3 м

    Очень быстрая, широкая коньковая трасса в лыжных центрах, сделанная с лыжной бороной или специальным выравнивателем.

    Ширина 0,85 мм

    802 Широкая лыжня 1,5 - 3,0 м

    Быстрая, коньковая лыжня, сделанная снегоходом, ширина обычно 2–3 м. Коньковая лыжня, более грубая и более мягкая, чем широкая коньковая трасса.

    Цвет: верхний зелёный (PMS 354).

    Ширина 0,60 мм

    803 Лыжня 0,8 - 1,5 м

    Хорошая лыжня, сделанная снегоходом, обычно 1,0 - 1,5 м шириной. На крутых наклонах, лыжня может быть сделана шире, чтобы уменьшить расширение в течение соревнования.

    Цвет: верхний зелёный (PMS 354).

    804. Медленная лыжня 0.8–1 м.

    Грубая, медленная лыжня, запорошенная небольшим количеством снега или не очищенная от веток и сучков. Этот знак не используется на крутых склонах,если ширина следа позволяет использовать шаги «елочкой» для подъема, или плужения для замедления и остановки.

    Чтобы яснее показать развилки и перекрестки медленной лыжни, их следует отобразить короткой линией.

    Цвет: верхний зеленый (PMS 354).

    Диаметр точек 0,7 мм и расстояние между точками 1,3 мм

    805 Дорога, покрытая снегом

    Наезженные дороги, присыпанные снегом, пригодные для передвижения на лыжах, показываются нормальным знаком улучшенной дороги, но шире.

    Цвет: чёрный.

    Ширина линии 0,7 мм

    806. Загрязненная или малоснежная дорога

    Дорога, которая является загрязненной (посыпана песком) или малозаснеженной (снежный слой или отсутствует или не сплошной) в течение соревнования. Цепь V-образных значков поперек знака асфальтированной дороги показывают, что дорога не пригодна для передвижения на лыжах.

    Цвет: верхний фиолетовый

    Высота 3,0 мм

    807. Непроезжая автомобильная дорога

    Дорога, которая не используется для движения, без каких-либо следов.

    Цвет: черный

    808. Закатанная область

    Слаломные склоны и другие территории, пригодные для передвижения на лыжах.

    Границы областей показывают с узкой зеленой линией (0,13 мм), для того, чтобы ясно читались их края.

    Цвет: верхний зеленый (PMS 354).

    Ширина линии 0,2 мм, расстояние между линиями 0,8 мм, угол 45 градусов

    809. Запрещенные для движения автомобильные дороги

    Знак , запрещающий движение, увеличенный для того, чтобы быть лучше видимым в сетке лыжней.

    Цвет: верхний фиолетовый.

    Крест фиолетового цвета, 3,5 мм

    Другие знаки

    810. Контрольный пункт и точка центра

    Точка центра кружка может использоваться, когда необходимо более точно указать положение КП, например, в густой сетке лыжней. Контрольные пункты в ЛО предпочтительно ставятся на проходной лыжне, а не на развилках или пересечениях. Точка центра помогает, определите точное местоположение контрольного пункта на лыжне.

    Цвета: кружок контрольного пункта - нижний фиолетовый, точка центра кружка - верхний фиолетовый

    Диаметр кружков контрольных пунктов 5.5 – 6.0 мм (для всех масштабов), толщина линии 0.5 мм. Диаметр точки центра 0.65 мм

    811. Порядковый номер и номер контрольного пункта (код)

    В соревнованиях ЛО, не используются легенды. Коды контрольных пунктов помещены или рядом с порядковыми номерами на рабочем поле карты или в отдельном списке.

    Размер карты и конфигурация рисунка дистанции - важные факторы в определении лучшего места положения для написания номеров и кодов. Если сетка лыжней густая, и/или конфигурация рисунка дистанции сложна, должен быть использован отдельный список (строка, колонка). Между номером и кодом КП должна стоять черточка (дефис).

    Цвет: верхний фиолетовый

    812. Место запасного оборудования

    Место для запасного оборудования в районе соревнований.

    Цвет: верхний фиолетовый

    Высота: приблизительно 10 мм

    Для облегчения ориентировки на крупных курортах существует определенная классификация трасс спуска (а в некоторых странах - например в Америке - и подъемников, ведущих к трассам) по цветовому признаку. Как же различаются различные трассы?
    Самые простые трассы - зеленые. Это трассы, на которых начинающий горнолыжник может ехать по прямой, практически не набирая скорости. В том случае, если уклон несколько больше - обязательно есть контруклон, на котором даже не умеющий поворачивать индивидуум обязательно остановится. Опытный катальщик на таких трассах может ехать задом наперед, на одной лыже, вальсировать. В некоторых местах для того, чтобы лыжи скользили, приходится толкаться палками. Трассы тщательно ухожены, бугры отсутствуют.
    Следующие по сложности - синие трассы. На таких трассах комфортно себя чувствует лыжник, уже освоивший повороты "из упора". Поворот плугом неудобен из-за возросшей крутизны отдельных участков трасс. Несколько возросшая крутизна, переменный рельеф, отсутствие бугров и резких перепадов рельефа склона делает спуски по синим трассам более интересными и разнообразными для лыжников среднего уровня, а частые прямые участки с маленьким уклоном дают возможность покататься на скорости и тем, кому более серьезные трассы пока "не по зубам". Опытный катальщик на трассах этого типа может кататься по прямой, в крайнем случае используя повороты большого радиуса на высокой скорости. Трассы тщательно ухожены, бугры отсутствуют. В некоторых странах, например в Америке, этот тип трасс объединен со следующими - красными трассами. Цветовое обозначение - синие трассы.
    Наиболее интересные - красные трассы - имеют еще более возросшую крутизну, характеризуются отсутствием пологих участков или сочетанием недлинных крутых мест, где уже необходимо достаточно хорошо владеть поворотами малого радиуса на параллельных лыжах и выполаживаний, на которых можно успеть погасить скорость. Опытный катальщик на красных трассах может кататься "большими или маленькими дугами" во всем диапазоне скоростей, спуски по прямой уже приведут к нежелательным последствиям. Трассы тщательно ухожены, бугры при большом количестве катающихся могут появляться к концу дня. В эту-же категорию попадают некоторые спуски "вне трасс", которые имеют меньшую крутизну, но из-за природных особенностей (например глубокий снег или узкие места) не могут быть рекомендованы лыжникам с малым опытом катания. Спуски такого типа часто обозначаются красным пунктиром.
    Следующий класс трасс - черные - для экспертов. В большинстве стран на эти трассы ратраки не выпускают, и на них можно встретить все, что угодно - от крутых жестких досок с буграми до целинного крутого-же снега, узкие (но не пологие) места, резкие повороты с перепадами склона, поэтому если Вы не можете уверенно и быстро проходить красные трассы, на черные лучше не ходить - удовольствия не получите. В некоторых местах катание уже переходит в прыгание. К этой-же категории относятся спуски "вне трасс", по которым опытный лыжник сможет спуститься (но удовольствие от спуска не гарантируется). Обычно на схемах такие спуски обозначаются черным пунктиром. Кроме того, сюда-же относятся искусственные бугры для могула, халфпайп и трамплины для сноубордеров.
    В Америке существует еще один класс трасс - двойные черные . Имена этих трасс соответствуют их характеру, наиболее, на мой взгляд, яркое - "widowmaker" (создатель вдов). Только для экспертов. Без комментариев.

    Мировые склоны: Цветовая маркировка и сложность горнолыжных трасс

    Приезжая в другую страну, лыжник часто сталкивается с множеством проблем, одна из которых - как оценить, насколько сложна трасса, по которой собираешься пройти, отмаркированая, к примеру, "синим ромбом"? Ниже приводится справочник по принятым обозначениям трасс во всем мире.

    Сложность трассы Франция
    Италия
    Скандинавия
    Austria
    Германия
    Швейцария
    Япония США
    Канада
    Австралия
    Очень простые Зеленая Синяя Зеленый круг Зеленый круг
    Простые Синяя Синяя Зеленый круг Зеленый круг
    Более сложные Красная Красная Красный квадрат Синий квадрат
    Очень сложные Черная Черная Синий ромб Черный(ые) ромб(ы)

    Делай это по-французски!

    В Европе французы и итальянцы стремятся классифицировать трассы четырьмя цветами: зелый используется для обозначения очень простых трасс, синий - для простых, красный - для более сложных и черный - для экспертных. Обычно каждый регион катания располагает трассами для всех уровней лыжников.

    Регионы катания в Скандинавии (Норвегия и Швеция) также, как и в Южной Америке (Аргентина и Чили), в-основном, следуют Французской модели цветовой маркировки, несмотря на то, что некоторые не заморачиваются относительно зеленых трасс.

    Немецкий метод

    Немецкий подход, используемый в Германии, Австрии и Швейцарии, похож на французскую систему, за исключением того, что не используется зеленый цвет. Синие - легкие, красные - слеожные и черные - для экспертов.

    Многие регионы из этих стран не публикуют (как это принято во Франции) общего количества трасс или количества трасс разной сложности. Вместо этого дается информация по длине трасс каждой категории или суммарная длина трасс и процентное соотношение трасс разной сложности. К примеру, если регион располагает трассами суммарной длиной 100 км, из которых 50 км - синие, 30 км - красные и 20 км - черные, вы разберетесь, где вы будете толкаться палками, а где - кататься...

    Северная Америка

    В Северной Америке нет красных трасс, Но они используют фигуры для маркировки (для дальтоников, наверное:-) - AD) Зеленый круг соответствует Европейской синей или зеленой трассе, синий квадрат - между синей и красной и черный ромб - между красной и черной. Более сложные трассы обозначаются в Северной Америке двумя или даже тремя черными ромбами.

    В Северной Америке регион катания характеризуется общей площадью (в акрах) склонов и процентным соотношением этиз склонов по сложности. Напимер регион площадью 2000 акров может состоять из 50% (1000 акров) легких, 30% (600 акров) сложных и 20% (400 акров) экспертных трасс.

    Регионы катания в Австралии и Новой Зеландии используют такую же маркировку.

    Япония - лучшее из двух миров

    Японцы, вероятно располагающие самыми крутыми регионами катания в мире, скрестили Североамериканские фигуры и Европейские цвета, привнеся что-то свое и получили уникальную систему маркировки: самые сложные трассы - синие! Зеленые круг - легкие, как и в Северной Америке, а средние обозначаются красным квадратом - американская фигура, европейский цвет.

    Сопоставление цветовых маркировок

    Продвинутые лыжники соглашаются с утверждением, что цветовая маркировка носит условный характер. Черная трасса может быть легче при хорошем снеге, чем синяя - при плохом.

    Обычно европейские лыжники считают, что большинство "одинарных черных" трасс в Северной Америке не тянут на "черную" европейскую трассу. Не потому, что они недостаточно круты, а из-за лучшей подготовки трассы. Черные трассы в Альпах редко специально подготавливаеются: дело ограничивается только первоначальной расчисткой склона.

    Следует еще отметить, что небольшие регионы катания, не располагающие разнообразным рельефом, часто маркируют трассы как "красные" и "черные" только лишь для привлечения турисов в этот регион. Менеджеры этих регионов обычно при этом упоминют, что разметка трасс является относительной, а не абсолютной и определить действительную сложность трасс таких регионов по каталогам и рекламным проспектам практически невозможно.

    

    Copyright © 2024 Спортивный портал - Anavex.