Тесты для оценки уровня развития быстроты. Тесты для определения уровня развития силовых способностей
Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.
Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.
Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.
тест № 2. Определение координационных способностей (челночный бег)
Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за двигательным образцом и своим движением.
Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.
Методика: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.
Тест № 3. Определение выносливости (бег в течении 6 минут)
Цель: Определить выносливость в беге до утомления у детей дошкольного возраста.
Методика: В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию воспитателя занимаются подсчётов кругов и определением общей длины дистанции. Для более точного подсчёта беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).
Заранее разметить дистанцию- линию старта и половину дистанции. Инструктор по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок.
Тест № 4. Определение скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места).
Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.
Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.
Методика: Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.
Нормативы физической подготовленности М.А. Руновой, Г.Н. Сердюковской, для детей 5-6 лет
Таблица 1
Критерии оценки развития физических качеств
I уровень – высокий – 8-7 баллов
II уровень – средний – 6-4 баллов
III уровень – низкий – 3-0 баллов
Каждый уровень характеризуется следующими параметрами:
I уровень – высокий – 8-7 баллов – ребеноквыполнил все четыре задания на высоком уровне, без признаков переутомления, активно вел себя при выполнении упражнений, умел слушать воспитателя, понимал инструкции и выполнял задания без ошибок.
II уровень – средний – 6-4 баллов – ребеноквыполнил задания на среднем или высоком уровне (но не было выполнения какого-либо задания на низком уровне), без признаков переутомления, допускали ошибки при усвоении инструкции воспитателя.
III уровень – низкий – 3-0 баллов – ребеноквыполнил одно или несколько заданий на низком уровне, переутомился, проявил пассивность или безразличие, имел негативные реакции в случае неудачного выполнения заданий.
Начальное исследование уровня развития физических качеств детей
Старшего дошкольного возраста
Таблица 2
№ п/п | Дети | Возраст | Критерии | Итоговый балл/ уровень | |||
Бег 30м | Бег 3*10м | Бег на выносливость | Прыжки в длину с места | ||||
1. | Милена | ||||||
2. | Илья | ||||||
3. | Артём | ||||||
4. | Никита | ||||||
5. | Арина | ||||||
6. | Виктория | ||||||
7. | Полина | ||||||
8. | Серёжа |
При выполнении данных заданий у детей возникали трудности вследствие……
План развития физических качеств через народные подвижные игры у детей старшего дошкольного возраста
Тематический план учебного материала
Содержание материала | Старшая группа неделя | |||||
1. Утренняя гимнастика | + | + | + | |||
2. Упражнение Спортсмены на тренировке | + | + | ||||
3. Упражнение «Штангисты» | ||||||
4. Упражнение «Гимнасты» | + | + | + | |||
5. Упражнение «Пловцы» | + | + | ||||
6 .Упражнение «Футболист» | + | + | + | |||
7. Упражнение « Атлеты» | + | + | + | + | + | |
8. Упражнение « Оздоровительный бег» | + | |||||
9. Упражнение «Отдохнём» (см. Приложение № 1) | + | + | ||||
10 Игра « Конники» | + | + | + | |||
11. игра « Перевозка урожая» | ||||||
12. Игра «Горелки» | ||||||
13. Игра «Охотники и звери» | ||||||
14. Игра « Рыбак» (см. Приложение № 2) |
Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Именно в игре дети осваивают богатейший социокультурный опыт, учатся руководить и подчиняться, взаимодействовать, придумывать и изменять сюжеты игр.
В комплекс входят народные подвижные игры, предназначенные для детей 4–6 лет.
Среди большого количества игр народные игры занимают особое место, поскольку они обладают рядом характерных особенностей. К основным особенностям можно отнести следующие:
Народные игры являются средством педагогики;
Народные игры являются частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольника;
Народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку;
Народные игры расширяют кругозор, уточняют представление об окружающем мире;
Народные игры способствуют совершенствованию психических процессов.
Заключение
В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы физического развития ребенка. Их развитие – важная задача физического воспитания. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые еще недостаточно изучены.
В дошкольном возрасте совершенствуется функциональные возможности центральной нервной системы. Более устойчивыми становятся внимание, воображение, память (двигательная), мышление.
Развитие ребенка происходит динамично и вместе с тем неравномерно, хотя в целом относительно высокими темпами.
Развитие опорно-двигательной системы (скелет, сутавно-связочный аппарат) еще не окончено, поэтому следует помнить, что чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета и наоборот, умеренные по нагрузке упражнения способствуют их укреплению, стимулируют рост костей.
Во время мышечной работы активизируется не только исполнительный (нервно-мышечный) аппарат, но и механизм моторно-висцеральных рефлексов (т.е. рефлексов с мышц на внутренние органы) работы внутренних органов, нервная и гуморальная регуляция. Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние организма в целом: страдает и нервно-мышечная система, и функции внутренних органов.
Прогрессивные ученые – психологи, педагоги, врачи, такие как: Высотский Л.С., Усова А.П., Ушинсикй К.Д., Покровский Е.А.,П.Ф. Лесгафт и др. раскрыли роль игры, как деятельности способствующей качественным изменениям в психическом и физическом развитии ребенка
Они рассматривают подвижные игры, как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям.
Детские подвижные игры, взятые у сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям. Они выступают не только как фактор физического развития, но и как средство духовного формирования личности
Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, опасения и побуждают к осторожности, этим увлекают детей. Детей также привлекают в народных играх разнообразные действия и ситуации, динамичность и эмоциональность, а также возможность приобрести те навыки, которыми владеют взрослые.
Таким образом, игра не только вид деятельности, но средство его умственного, нравственного и физического развития.
В процессе игры развиваются все психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, дисциплинированность), развиваются волевые процессы, в поведенческом плане развиваются рефлексы, ребенок учится ставить цель и добиваться ее.
В народных подвижных играх наряду с психическими процессами идет развитие психофизических качеств (быстрота, выносливость, ловкость, сила, гибкость)
В результате исследования мы пришли к выводу, что народные подвижные игры, направленные на развитие психофизических качеств, можно включать в различные формы двигательной активности, в том числе и в самостоятельную двигательную деятельность детей.
Список литературы
1. Ашмарин Б. А., «Теория и методы физического воспитания». Издательство « физкультура и спорт», 2009, 225с.
2. Кенеман А.В., « народные подвижные игры ». Издательство «Просвещение », Москва 2003, 280 с.
3. Кожевников З., « Теория и методы физического воспитания». Издательство « Просвещение», 1971, 115с.
4. Карманова Л.В. « физическая культура в старшей группе», «физкультура и спорт», Москва 2004, 280 с.
5. Иванчикова Р.В., « Народные игры с детьми.». Дошкольное воспитание. 2005, № 4.
6. Кудрявцев В.А., « Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте». Дошкольное воспитание. 2004, № 11.
7. Павлова Л.И., « Значение народных подвижных игр в физическом развитии дошкольника». Дошкольное воспитание. 2002, № 4.
8. Литвинова И.Н., « Детские народные подвижные игры». М., 2005., с. 97.
9. Пензулаева, Л.И., « Анатомо-физиологические особенности детей». - М.: Педагогика, 1984. - 190 с.
10. Рунова М.А., «Особенности организации занятий по физической культуре», Дошкольное воспитание. - 2009. - №9. - С.42-52.; №10. - С.56-63.
11. Спатаева М. Х., « Методика дифференцированного подхода в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста II и III групп здоровья».- М.: Просвещение, 2002.- 130
12. Степаненкова Э. Я., « Теория и методика физического воспитания и развития ребенка», - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 368 с.
13. Шебеко В.Н. «Физическое воспитание дошкольников» . - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
14. «Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств» // Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 2004. - 368 с.
15. Вавилова Е.Н., «Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость» - Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1981. - 96 с.
Приложение № 1
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА
Цель - «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия
ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ
РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
В подготовке спринтера, в принципе, как и спортсмена другой специализации, важны тесты, или контрольные испытания, позволяющие определить уровень подготовленности бегуна на определенном этапе спортивной подготовки. Особенно важное значение имеют данные показатели в предсоревновательный сезон, и после их проведения еще есть возможность скорректировать подготовку к соревнованиям и выйти на пик формы к важных стартам.
Контрольные тесты делятся на четыре группы:
1.
Для оценки быстроты выполнения движений в отдельных суставах;
2. Для оценки быстроты сложной и простой реакции;
3. Для оценки целостных двигательных движений;
4. Для оценки скорости одиночного движения.
Рассмотрим данные тесты в той же последовательности:
1.
Частота движений рук и ног оценивается посредством теппингтестов. Спортсмен выполняет тест, а ассистент фиксирует общее число рук и ног (поочередно или одной) за 5 - 20 секунд;
2. Время простой реакции измеряется в условиях, когда известно действие спортсмена на заранее известный сигнал. Для спринтера данным сигналом может быть выстрел или другой звуковой раздражитель, означающий момент старта, что должно сопровождаться выходом с колодок. При этом время фиксируют датчики, устанавливаемые в сами колодки, реагирующие на изменение давления на них стопами спринтера. Сложная реакция характеризуется тем, что ни сам сигнал, ни реагирование на него спортсмена заранее неизвестны;
3. В спринте применяются в этих случаях дистанции 30, 50, 60 или 100м, которые преодолеваются с низкого или высокого старта. При этом исследуются динамика скорости, время отдельных фаз движений, частота шагов и другие показатели;
4. Здесь можно использовать работу с мячом. Фиксируемыми показателями будут: время удара, одного шага, передачи мяча и т.д., что определяется с применением сложной биомеханической аппаратуры.
Чтобы этого не случилось, необходимо включать в занятия упражнения, в которых быстрота проявляется в вариативных условиях, и использовать следующие методические подходы и приемы.
Л Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение.
Самый распространенный способ облегчения условий проявления быстроты в упражнениях, отягощенных весом спортивного снаряда или снаряжения, - уменьшение величины отягощения, что позволяет выполнять движения с повышенной скоростью и в обычных условиях.
Сложнее осуществить аналогичный подход в упражнениях, отягощенных лишь собственным весом занимающегося. Стремясь облегчить достижение повышенной скорости в таких упражнениях, используют следующие приемы, выполняемые в условиях, облетающих увеличение темпа и частоты движений: а) «уменьшают» вес тела занимающегося за счет приложения внешних сил (например, непосредственная помощь преподавателя (тренера) или партнера с применением подвесных лонж и без них (в гимнастических и других упражнениях); б) ограничивают сопротивление естественной среды (например, бег по ветру, плавание по течению и т.п.); в) используют внешние условия, помогающие занимающемуся произвести ускорение за счет инерции движения своего тела (бег под гору, бег по наклонной дорожке и т.п.); г) применяют дозированно внешние силы, действующие в направлении перемещения (например, механическую тягу в беге).
2. Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьи
рование отягощений.
Скорость движений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего выполнения движений с отягощениями (например, выпрыгивание с грузом перед прыжком в высоту, толчок утяжеленного ядра перед толчком обычного и т.п.). Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохранении двигательной установки и других следовых процессах, интенсифицирующих последующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться время движений, возрастать степень ускорений и мощность производимой работы.
Однако подобный эффект наблюдается не всегда. Он во многом зависит от веса отягощения л последующего его облегчения, числа повторений и порядка чередований обычного, утяжеленного и облегченного вариантов упражнения.
3. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений.
Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за
лидером-партнером и др.).
Объем скоростных упражнений в рамках отдельного занятия, как правило, относительно невелик, даже у специализирующих-
ся в видах деятельности скоростного характера. Это обусловлено, во-первых, предельной интенсивностью и психической напряженностью упражнений; во-вторых, тем, что их нецелесообразно выполнять в состоянии утомления, связанном с падением скорости движений. Интервалы отдыха в серии скоростных упражнений должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менее высокой, чем предыдущее.
Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных способностей делятся на четыре группы: 1) для оценки быстроты
простой и сложной реакции; 2) для оценки скорости одиночного движения; 3) для оценки максимальной быстроты движений в разных суставах; 4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.
Контрольные упражнения для оценки быстроты простой и аоожной реакции. Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала, и способ ответа (например, при загорании лампочки отпустить кнопку, на выстрел стартера начать бег и т.д.).
В лабораторньгх условиях время реакции на свет, звук определяют с помощью хронореф-лексометров, определяющих время реакции с точностью до 0,0] или 0,001 с. Для оценки времени простой реакции используют не менее 10 попыток и определяют среднее время реагирования.
При измерении простой реакции можно применять линейку длиной 40 см (рис. 13).
В соревновательных условиях время простой реакции измеряют с помощью контактных дат-
чиков, помещаемых в стартовые колодки (легкая атлетика), стартовую тумбу в бассейне (плавание) и т.д.
Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вследствие этого способ ответа неизвестны (такие реакции свойственны преимущественно играм и единоборствам). Зарегистрировать время такой реакции в соревновательных условиях весьма трудно.
В лабораторных условиях время реакции выбора измеряют так: испытуемому предъявляют слайды с игровыми или боевыми ситуациями. Оценив ситуацию, испытуемый реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием.
Контрольные упражнения для оценки скорости одиночных движений. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п. определяют с помощью биомеханической аппаратуры.
Контрольные упражнения для оценки максимальной частоты движений в разных суставах. Частоту движений рук, ног оценивают с помощью теттпингтестов. Регистрируется число движений руками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или одной) за 5-20 с.
Контрольные упражнения для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях. Бег на 30, 50, 60, 100 м на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта). Измерение времени осуществляется двумя способами: вручную (секундомером) и автоматически с помощью фотоэлектронных и лазерных устройств, позволяющих фиксировать важнейшие показатели: динамику скорости, длину и частоту шагов, время отдельных фаз движения.
7.4. Выносливость и основы методики ее воспитания
Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.
Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышеч-
ной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.
Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.
Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).
Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.
Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.
Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации. функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др.
Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допусти -
мым объемом метаболических изменений в организме (Н. И. Волков, 1976).
Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.
Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максимальной интенсивности продолжительностью до 15-20 с.
Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с до 5-6 мин.
Факторы функциональной и биохимической энономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.
Экономизация имеет две стороны: механическую (или биомеханическую), зависящую от уровня владения техникой или рациональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматривать этот процесс еще глубже - то за счет какой доли использования жиров в качестве субстрата окисления.
Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.
Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприят-
ibie сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу».
Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэробная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетически» фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62-0,75) обнаружены в статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы.
Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской - при работе умеренной мощности.
Специальные упражнения и условия жизни существенно влияют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. Например, у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, показатели максимального потребления кислорода (МПК) на 80% и более превышают средние показатели обычных людей.
Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.
Задачи по развитию выносливости. Главная задача при развитии выносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания.
Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их - значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Наконец, еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации.
7.4.1. Средства воспитания выносливости
Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.
В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера, например продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7-8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе) и др. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60-90 мин; работа осуществляется при глобальном фун-кдионировании мышц.
Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью.
Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и обще подготовительные средства.
Для повышения анаэробных возможностей организма используют следующие упражнения:
1. Упражнения, преимущественно способствующие повыше
нию алактатных анаэробных способностей. Продолжительность
работы 10-15 с, интенсивность максимальная. Упражнения ис
пользуются в режиме повторного выполнения, сериями.
2. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать
алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжитель
ность работы 15-30 с, интенсивность 90-100% от максимально
доступной.
3. Упражнения, способствующие повышению лактатных ана
эробных возможностей. Продолжительность работы 30-60 с, ин
тенсивность 85-90% от максимально доступной.
4. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать
алактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжитель
ность работы 1-5 мин, интенсивность 85-90% от максимально
доступной.
При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами (В. М.Зациорский, 1966): 1) интенсивность упражнения; 2) продолжительность упражнения; 3) число повторений; 4) продолжительность интервалов отдыха; 5) характер отдыха.
Интенсивность упражнения
в циклических упражнениях ха
рактеризуется скоростью движения, а в ациклических - ко
личеством двигательных действий в единицу времени (темпом).
Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на рабо
ту функциональных систем организма и характер энергообес
печения двигательной деятельности. При умеренной интен
сивности, когда расход энергии еще не велик, органы дыха
ния и кровообращения без большого напряжения обеспечива
ют организм необходимым количеством кислорода. Небольшой
кислородный долг, образующийся в начале выполнения уп
ражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в пол
ной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в даль
нейшем она происходит в условиях истинного устойчивого
состояния. Такая интенсивность упражнения получила назва- .
ние субкритической. ■
При повышении интенсивности выполнения упражнения орга
низм занимающегося достигает состояния, при котором потреб- t
ность в энергии (кислородный запрос) будет равна максималь
ным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения
получила название критической. к
Интенсивность упражнения выше критической называют над- ■ критической. При такой интенсивности упражнения кислородный F запрос значительно превышает аэробные возможности организма, и работа проходит преимущественно за счет анаэробного энер- i гообеспечения, которое сопровождается накоплением кислород- ■ но го долга.
I |
Продолжительность упражнения имеет зависимость, обратную относительно интенсивности его выполнения. С увеличением продолжительности выполнения упражнения от 20-25 с до 4- 5 мин особенно резко снижается ее интенсивность. Дальнейшее, увеличение продолжительности упражнения приводит к менее выраженному, но постоянному снижению его интенсивности. От продолжительности упражнения зависит вид его энерго- J обеспечения.
Число повторений упражнений определяет степень их воздействия на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ведет к исчерпыванию бес кисло родньх механизмов или к их блокированию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращается, либо резко снижается интенсивность их.
Продолжительность интервалов отдыха
имеет большое значе
ние для определения как величины, так и особенно характера
ответных реакций организма на тренировочную нагрузку. ш
Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в I зависимости от задач и используемого метода тренировки. На-
пример, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120-130 уд./мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца. Планирование пауз отдыха, исходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовности к эффективному выполнению очередного упражнения, лежит в основе варианта интервального метода, называемого повторным.
При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов.
1. Полные (ординарные) интервалы,
гарантирующие к моменту
очередного повторения практически такое восстановление рабо
тоспособности, которое было до его предыдущего выполнения,
что дает возможность повторить работу без дополнительного на
пряжения функций.
2. Напряженные (неполные) интервалы,
при которых очередная
нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановления.
При этом не обязательно будет происходить существенное изме
нение внешних количественных показателей (в течение известно
го времени), но возрастает мобилизация физических и психиче-
сих резервов организма человека.
3. Минимакс интервал.
Это наименьший интервал отдыха меж
ду упражнениями, после которого наблюдается повышенная рабо
тоспособность (суперкомпенсация), наступающая при опреде
ленных условиях в силу закономерностей восстановительных
процессов в организме.
Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном - заполняет паузы дополнительной деятельностью.
При выполнении упражнений со скоростью, близкой к критической, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэробной.
Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных способностей делятся на четыре группы: 1) для оценки быстроты
простой и сложной реакции; 2) для оценки скорости одиночного движения; 3) для оценки максимальной быстроты движений в разных суставах; 4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.
Контрольные упражнения для оценки быстроты простой и сложной реакции. Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала, и способ ответа (например, при загорании лампочки отпустить кнопку, на выстрел стартера начать бег и т.д.).
В лабораторных условиях время реакции на свет, звук определяют с помощью хронореф-лексометров, определяющих время реакции с точностью до 0,01 или 0,001 с. Для оценки времени простой реакции используют не менее 10 попыток и определяют среднее время реагирования.
При измерении простой реакции можно применять линейку длиной 40 см (рис. 13).
В соревновательных условиях время простой реакции измеря ют с помощью контактных дат-
чиков, помещаемых в стартовые колодки (легкая атлетика), стартовую тумбу в бассейне (плавание) и т.д.
Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вследствие этого способ ответа неизвестны (такие реакции свойственны преимущественно играм и единоборствам). Зарегистрировать время такой реакции в соревновательных условиях весьма трудно.
В лабораторных условиях время реакции выбора измеряют так: испытуемому предъявляют слайды с игровыми или боевыми ситуациями. Оценив ситуацию, испытуемый реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием.
Контрольные упражнения для оценки скорости одиночных движе ний. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п. определяют с помощью биомеханической аппаратуры.
Контрольные упражнения для оценки максимальной частоты дви жений в разных суставах. Частоту движений рук, ног оценивают с помощью теппингтестов. Регистрируется число движений руками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или одной) за 5-20 с.
Контрольные упражнения для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях. Бег на 30, 50, 60, 100 м на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта). Измерение времени осуществляется двумя способами: вручную (секундомером) и автоматически с помощью фотоэлектронных и лазерных устройств, позволяющих фиксировать важнейшие показатели: динамику скорости, длину и частоту шагов, время отдельных фаз движения.
7.4. Выносливость и основы методики ее воспитания
(Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.
Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышеч-
ной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.
Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.
Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).
Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.
Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.
Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др.
Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допусти-
мым объемом метаболических изменений в организме (Н. И. Волков, 1976).
Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.
Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максимальной интенсивности продолжительностью до 15-20 с.
Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с до 5-6 мин.
Факторы функциональной и биохимической энономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.
Экономизация имеет две стороны: механическую (или биомеханическую), зависящую от уровня владения техникой или рациональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматривать этот процесс еще глубже - то за счет какой доли использования жиров в качестве субстрата окисления.
Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.
Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприят-
ные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу».
Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэробная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62-0,75) обнаружены в статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы.
Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской - при работе умеренной мощности.
Специальные упражнения и условия жизни существенно влияют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. Например, у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, показатели максимального потребления кислорода (МПК) на 80% и более превышают средние показатели обычных людей.
Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.
Задачи по развитию выносливости. Главная задача по развитию выносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания.
Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их - значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Наконец, еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации.