Упражнения для развития пантомимики. Упражнения по пантомиме и психопластике

На нашем сайте направлены, в первую очередь, на практическую сторону развития сценического мастерства. Этим и объясняется использование в обучении специальных игр и упражнений на закрепление знаний и тренировку актерских навыков. Представленные ниже упражнения, нацелены на развитие не только какого-то определенного профессионального качества, но и на совершенствование целого набора умений, полезных для перевоплощения в роль. Многие из этих приемов и упражнений применяли ведущие мировые актеры для развития своего актерского таланта.

Упражнения на выразительность: пантомимы и инсценировки

Для мастерства любого актера важны чувство правды и выразительность. Именно эти качества помогают актерам услышать от режиссера заветное слово «верю». Актерам необходимо развивать выразительность и правдоподобность, чтобы стать понятными своему зрителю, нужным образом донести до них идею театрального произведения. Для этого существуют специальные методики и упражнения.

Пантомима. Пантомима - это вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела без использования слов. Для выполнения упражнений с пантомимой отлично подходят всем известные игры: Крокодил, Активити, Alias. Цель подобных игр - с помощью пантомимы и без слов постараться объяснить загаданный предмет, явление или фразу другим игрокам так, чтобы они догадались. Это не только полезно для тренировки выразительности, но и очень весело, так что смело приступайте к выполнению данного упражнения!

Инсценировка пословицы. Чтобы справиться с этим заданием, вы можете использовать не только возможности своего тела, но и слова. Цель упражнения - сыграть небольшую сценку, иллюстрирующую общеизвестную пословицу, таким образом, чтобы максимально доходчиво донести до партнёров по игре или зрителей ее смысл. Возможные примеры пословиц: «Семь раз отметь - один отрежь», «Баба с возу - кобыле легче» и т.п.

Упражнение «Слова на букву…»

Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букву: «К». На букву «П»… А на «В»?

Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы помочь вам максимально эффективно выполнить это упражнение, предлагаем обратить внимание на определенные группы окружающих предметов, которые вы, возможно, забыли включить.

Полезным для вас также может стать урок тренинга по творческому мышлению, посвященный развитию воображения . В этом уроке вы найдете различные советы и упражнения, которые будут актуальны и для развития ваших актерских способностей.

Упражнение «Повтори»

Любому начинающему актеру необходим свой ориентир, пример для подражания. В отличие от времен Станиславского, сейчас в нашем распоряжении огромное количество разнообразных примеров отечественного и зарубежного актерского искусства, легко доступных в Интернете. Нужно просто открыть youtube, скачать фильм с нужным нам персонажем и попытаться повторить его эмоции, речь.

Для выполнения упражнения включите видео и начните копировать позу, мимику, жесты, движения вашей модели. По возможности, копируйте голос, интонации, речь. Поначалу будет трудно, но чем больше вы будете репетировать, тем лучше будет получаться. Конечно, невозможно всё сделать в точности так, как делает ваш персонаж, старайтесь быть как можно более похожими: обращайте внимание на все детали, типичную манеру исполнения, испытываемые эмоции.

Приведенный ниже видеоролик иллюстрирует, как это упражнение на сцене выполняет знаменитый комедийный актер Джим Керри.

Упражнение на актерскую фантазию «Додумай»

Во время поездки в общественном транспорте попытайтесь придумать имя, биографию или другие детали для незнакомых людей, которые едут с вами, основываясь лишь на их внешнем виде. Обращайте внимание даже на самые незначительные мелочи и старайтесь придумать обоснование каждой детали внешнего вида наблюдаемого человека.

Эти упражнения направлены на развитие творческого мышления и фантазии актера, для которого богатое воображение является одной из важнейших составляющих успеха. Чтобы зритель поверил в вашу игру, вы сами должны на какое-то время убедить себя в том, что являетесь своим персонажем и живете его жизнью. Станиславский называл способность актера сотворить своего персонажа и вжиться в его роль искусством переживания, о котором вы сможете прочитать в данном уроке нашего тренинга .

От предлагаемых обстоятельств к роли

В этом упражнении вам нужно на основе известных жизненных обстоятельств героя додумать его характер и представить его эмоциональное состояние. Можно сказать, что это упражнение является противоположным предыдущему. Для его выполнения постарайтесь вообразить, как определенные жизненные обстоятельства повлияли на героя, его поведение, эмоции, слова. Постарайтесь описать или даже показать человека, который:

  1. Уже давно не спал и очень устал от выполнения сложной работы.
  2. Вчера получил повышение и новую зарплату в 2 раза больше предыдущей.
  3. Получил сверхспособности настоящего супергероя, теперь он умеет летать, лазить по стенам, пускать паутину запястьем.
  4. Только что проиграл все свое состояние в рулетку.
  5. Смотрит скучный актерский спектакль в то время, когда по телевизору идет футбольный матч его любимой футбольной команды.

Упражнения на концентрацию

Концентрация внимания очень важна для актера. Вокруг нас много факторов, которые влияют на наше поведение, мысли и эмоции. Если вы хотите хорошо сыграть свою роль, вам нужно научиться не отвлекаться на внешние раздражители. Кроме того, важно уметь быстро собраться и настроиться на предмет своего перевоплощения. Для развития актерского внимания существует ряд техник и упражнений.

Обратный отсчет. Закройте глаза и досчитайте от 100 до 1 про себя. Постарайтесь считать одинаковым темпом и не очень быстро. Дышите ровно и концентрируйтесь на числах, пытайтесь представлять их визуально.

Концентрация на предмете. Присядьте поудобнее и сконцентрируйте свой взгляд на каком-то одном предмете, например, на стрелке висящих на стене часов. Постарайтесь выкинуть посторонние мысли из головы и думайте только о стрелке.

Также существуют специальные техники улучшения концентрации, видео одной из которых вы можете посмотреть ниже, начиная с 4-й минуты:

Выполняйте эти упражнения для тренировки умения быстро сконцентрироваться, но помните, что для внимательности иногда полезно просто выспаться и четко определить объект концентрации. Другие полезные советы, как быть внимательными, вы можете прочитать в специальном уроке .

Упражнение «Смена ролей»

В жизни мы нередко играем различные роли, попадая в разные обстоятельства. Если мы хотим развить в себе актерский талант, нам важно научиться управлять эмоциями, играя самые разнообразные роли. Ведь все эти умения - профессиональное ремесло актера, которое должно быть у него на самом высоком уровне.

Чтобы тренировать контроль над эмоциями и способность быстро менять роли, попробуйте выполнить следующее упражнение. Несколько раз произнесите одну и ту же фразу (к примеру, «Дорогие друзья, я не зря собрал/а вас здесь»), с позиции разных персонажей: маленькой девочки, ее мамы, пожилого человека, бизнесмена, знаменитого артиста, президента. Попытайтесь найти особенности каждого из них, для этого фразу можно немного модифицировать, добавляя типовые речевые приемы каждого персонажа. Кроме того, вы можете попробовать произносить фразу от имени одного и того же персонажа, но находящегося в разных эмоциональных состояниях.

Для этого упражнения полезно использовать уже описанные нами приемы, которые вы можете найти в уроках по ораторскому искусству и ремеслу актера.

Упражнения на импровизацию

Импровизация - это работа актёра по созданию сценического образа, действия и собственного текста во время представления, не по заранее созданному сценарию. С помощью импровизация легко проверить, насколько умело вы владеете качествами настоящего актера. Как правило, в жизни нам приходится играть именно спонтанные, неотрепетированные роли, поэтому тренировка импровизационных навыков актуальна не только для профессиональных актеров. Существуют различные модификации импровизации и упражнений для совершенствования умения выступать без подготовки:

«Без остановки». Задача данного упражнения заключается в том, что вам нужно без подготовки непрерывно произносить монолог на определенную тему в течение 3-5 минут. Паузы должны быть минимальными, а ваше изложение должно звучать так убедительно, чтобы слушатели подумали, будто вы произносите заранее подготовленную речь. Темы могут быть разными: начинайте с предметов, которые вам хорошо знакомы, а потом переходите к малознакомым или вообще неизвестным темам. Высшим пилотажем является монолог вообще без темы.

«Интервью». Другим видом импровизации является интервью. Попросите вашего знакомого или коллегу приготовить ряд вопросов для вас. Вопросы должны быть неожиданными и открытыми, то есть предполагающими развёрнутый ответ, а не просто «да» или «нет». Старайтесь быстро, уверенно и максимально подробно отвечать на поставленные вопросы, убедительно отстаивайте свое мнение и как можно ярче выражайте эмоции.

С привязкой к словам. Подберите 20-30 слов, которые отдаленно связаны между собой. Напишите каждое слово на отдельном листе бумаги или карточке. После этого вы можете начинать импровизационную речь, вытаскивая слова в произвольном порядке и связывая их в последовательный рассказ, обязательно используйте каждое из написанных слов в своем выступлении.

Комплекс упражнений на дикцию

Умение четко и внятно говорить является важнейшим качеством любого актера. Для тренировки дикции можно использовать специальные упражнения, направленные на развитие речевого аппарата и органов дыхания. Некоторые из подобных упражнений вы сможете найти в специальном уроке по риторике , а также в видеоролике, который мы разместили ниже.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Практика

Актерских упражнений очень много, но самое главное - это практическое использование этих приемов на сцене и в жизни. Оно позволяет не только отшлифовать необходимые навыки, но и научиться работать в реальных условиях с настоящими зрителями. Если вдруг вам представится уникальная возможность сыграть роль в школьном спектакле или на новогоднем корпоративе, ни в коем случае не отказывайтесь от нее, а смело беритесь за дело. Кроме того, наша обычная жизнь часто предлагает нам новые роли:

  • Вчерашний студент в аспирантуре становится преподавателем.
  • Обычный менеджер во время презентации превращается в великолепного оратора.
  • Знакомство с новыми людьми помогает открыть в себе новые качества и показать себя с лучшей стороны.
  • И многие другие.

Название . Коммуникативное упражнение "Пантомима"

Предназначение .

Процедура группового психологического тренинга. Участники показывают друг другу большое множество всевозможных пантомим.

Эту процедуру можно вставлять в программу тренинга как самостоятельное, большое упражнение, на которое отводится много времени. В этом случае ведущему надо настроиться самому и настроить участников на то, что упражнение может длиться до 60-90 минут или даже больше – пока участники не выдохнутся.

Также процедуру можно использовать как упражнение разминки. В этом случае достаточно сделать один круг. Можно использовать и в таком режиме: сначала упражнение проводится как большое, затем в последующие тренинговые дни оно вводится как упражнение разминки – чтобы закрепить результат.

Качества . . Артистизм

Многие люди не задействуют потенциал собственной мимики и пантомимики в общении потому, что не уверены, сомневаются в себе, не знают всех возможностей могучего языка нашего тела. Основной мишенью этого упражнения как раз является то, чтобы участники прониклись этими возможностями, поэтому надо не пожалеть времени для данного упражнения.

Идея этого упражнения проста и похожа на детскую игру – надо своими телодвижениями изобразить некоторую деятельность (какую угодно). Другие участники должны разгадать загадку, что это за деятельность. Загадывание происходит по очереди – по кругу. Когда другие участники полностью разгадают загадку, тогда и только тогда наступает очередь следующего. Если не получилось разгадать, данный человек придумывает и исполняет другую загадку.

Иногда загадки разгадываются лишь частично. Предположим, кто-то изобразил человека, пишущего любовное письмо. Кто-то отгадал, но отгадал частично: "Ты пишешь письмо!" В этом случае загадывающий делает жест "не совсем так" (чтобы не выходить из роли, пусть он вообще пока молчит) – это значит, что загадка еще не разгадана. Также следует обратить внимание участников – сразу или по ходу упражнения, – что можно загадывать похожие действия: "пишу любовное письмо" – "пишу жалобу".

Упражнение начинается с самого ведущего. Он изображает что-нибудь простое, например, пиление дров или поднятие штанги.

В конце проводится обсуждение:

– какие общие впечатления от упражнения?

– не пожалели, что столько много времени на него потратили?

– как по своим возможностям различается мимика и пантомимика?

– на что вы больше обращали внимание, когда загадывали и когда разгадывали?

– как в быту, в общении, на работе можно задействовать пантомимику?

– если человек не понимает того, что вы от него требуете, может ли помочь ваша пантомима?

1. Коммуникативное упражнение "Пантомима" [Электронный ресурс] // А. Я.. 25.08.2015..html (25.08.2015).

Тема «Загадки без слов»

Развитие пантомимических навыков

Цель: учить воспроизводить мимические и пантомимические движения соответственно интонации; последовательно воспринимать схему лица; соотносить схему лица и эмоцию.

Задачи:

Обучающие: учить ориентироваться в пиктограммах человеческих эмоций, настроений. Развивать умение имитировать движения, соответствующие различным эмоциональным состояниям человека, а также учить детей взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

Развивающие: Развивать умение понимать и изображать эмоциональное состояние человека посредством мимики, пантомимики, речи. Развитие воображения, творческого мышления, уверенности в себе и в своих способностях;

Воспитывающие: воспитывать у детей простейшие эмоции: грусть, страх, удивление, радость; учить их выражать;

Коррекционные: коррекция мимических и пантомимических движений, коррекция речи и зрения.

Методическое обеспечение урока: зеркало, рисунки, аудиозапись, магнитофон, карандаши и фломастеры.

Содержание и ход урока

Оргмомент: Здравствуйте, ребята! Начинаем урок по развитию мимики и пантомимики. Тема нашего урока – «Загадки без слов» и сегодня мы будем продолжать развивать мимические и пантомимические навыки. Потому , что от того , насколько хорошо мы будем выражать свои эмоции , то именно так и будут воспринимать нас окружающие люди. И наше настроение также влияет на настроение окружающих людей. Поэтому предлагаю выполнить упражнения для тренировки эмоций и поднятия тонуса мышц лица: ( Звучит спокойная мелодия)

1 . Полностью расслабьтесь и подумайте о чем-нибудь приятном.

Напрягитесь, при этом подумайте о чем-нибудь неприятном.

2.Расслабьте мышцы лица и широко зевните, при этом подумав «Как хочется спать».

3.Расслабьте мышцы лица и широко улыбнитесь, при этом подумав о чем-нибудь радостном.

4.Расслабьте мышцы лица и сведите губы в напряженное «О»

5.Расслабьте мышцы лица, широко откройте глаза, при этом подумав с удивлением. Спокойно закройте глаза.

6.Расслабьте мышцы лица и неплотно прикройте глаза (прищурьтесь), при этом напрягите нос и подумайте: «Как мне все это надоело!».

7.Расслабьте мышцы лица, вытяните губы в трубочку, а затем растяните в улыбке.

Улыбка и смех продлевает жизнь человека, поэтому чаще улыбайтесь и дарите людям радость.

1.ЗАДАНИЕ

- Сегодня мы поговорим об эмоциях. Слово "эмоции” происходит от латинского слова emoveo , и означает " потрясаю, волную” .

1. А как мы выражаем свои эмоции?

А можно ли глядя на человека понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает?
– Что помогает это определить?

Мимика выражение лица человека. Ваше лицо выражает различные эмоции.

Посмотрите на лицо этого человека

(Показывается пиктограмма "Радость"). Как вы думаете, какое лицо у этого человека? (Ответы детей). Да, радостное. А как вы догадались? (Ответы детей).

Да, правильно. Молодцы. Когда у нас радостное лицо, то мы широко улыбаемся, г лаза у нас становятся узенькими, они прищуриваются. Давайте попробуем изобразить радость на своём лице.

2.ЗАДАНИЕ Упражнение "ИЗОБРАЗИ И ПЕРЕДАЙ РАДОСТЬ".

Все участники сидят в кругу. Один игрок изображает "радость" и передаёт это выражение соседу справа, тот должен повторить увиденную эмоцию на лице соседа как можно точнее.

Учитель: (Демонстрирует пиктограмму "Злость") Посмотрите на лицо, изображённое на карточке. Какое чувство испытывает человек, изображённый на картинке?

(Ответы детей).

- Посмотрите на выражение его лица...Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз?

(Работа с зеркалом)

3.ЗАДАНИЕ (РИСОВАНИЕ)
Вам предстоит нарисовать ту эмоцию, которая указана на карточке (радость, грусть, удивление, злость), предварительно подумайте, как изобразить глаза человека, рот, брови, а также подобрать подходящий цвет данной эмоции. Рисунок должен быть схематичной.

Во время выполнения звучит мелодия «Сказка»

4.ЗАДАНИЕ «Определи настроение».

- А можно ли узнать о настроении человека на фотографии? Перед вами фотографии детей. Посмотрите, какое настроение у ребенка.

5. ЗАДАНИЕ «СЕГОДНЯ ХОРОШАЯ ПОГОДА»

М ожно ли узнать о настроении человека по тому, как он говорит, с какой интонацией произносит слова? Попробуйте сказать фразу «СЕГОДНЯ ХОРОШАЯ ПОГОДА» от лица ребенка, изображенного на фотографии (обиженный, восторженный, ликующий, печальный, отчаявшийся, тревожный, испуганный, недовольный).

Гимнастика для глаз

1. Взгляд вверх - вниз, влево - вправо.

2. Обведите глазами контур воздушного шарика, по часовой и против часовой стрелки по 3 раза.

6. ЗАДАНИЕ

Этюд «Какие мы?»

Мы – козлики –какие вы? – рогатые

Мы – ослики – какие вы? – ушастые

Мы –ежики – какие вы? – колючие

А мы волчата, ой! – зубастые.

Этюд «Игра на музыкальных инструментах» ( имитация движении по тексту)

Кот играет на баяне, киска та на барабане.

Ну, а зайка на трубе поиграть спешит к тебе.

Если станешь помогать, будем вместе мы играть.

Этюд «Разные настроения»

Ох, как плачет малыш – что медведь рычит.

А смеется малыш - что ручей журчит.

А уж слезы текут – будто дождик льет.

Улыбается малыш – будто солнце взойдет.

Молодцы ребята. Назовите, какие эмоции вы показывали мимикой лица и пантомимой? (Удивления, обиды, печали, радости).

Этюд «Что делал зайчик?»

Зайчик, зайчик, где ты был?

Этот зайчик в лес ходил.

Этот зайчик воду пил, этот зайчик суп варил.

Этот плавал в быстрой речке, этот зайчик спал в постельке.

Этюд «Жадный пес»

Жадный пес, дров принес.

Воды наносил, тесто замесил.

Пирогов напек, спрятал в уголок.

И съел сам – гам-гам-гам.

- Ох, как плохо быть жадным. А вы ребята не жадничаете ? У меете ли вы делиться игрушками, сладостями?

7. ЗАДАНИЕ Игра «Угадай-ка»

- П редлагаю поиграть в игру «Угадай - ка». Вы должны закрыть глаза и внимательно слушать и определить звуки.

(Пение птиц, звук поезда, мотор автомобиля, рев медведя, лай собаки, мяукает кошка, блеет барашек, хрюкает свинка, вьюга,)

8.ЗАДАНИЕ Гимнастика

Молодцы, ребята! Вы правильно определили все звуки. А теперь предлагаю выполнит физзарядку. Представьте, что вы превратились в лягушек.

Вот проснулись две лягушки, две зеленые подружки.

Улыбнулись «С добрым утром!» мы желаем вам добра.

Выходите на зарядку, побыстрее ква-ква-ква.

Ножками потопали, лапками похлопали,

Вправо – влево наклонись, всем соседям улыбнись.

Вот здоровья в чем секрет, здравствуй солнце, всем ПРИВЕТ!

9. ЗАДАНИЕ «Ритмичные хлопки»

Мне очень понравилось, как вы хлопали в ладоши, и хочу предложить игру на развитие музыкального слуха.

(Учащиеся повторяют за педагогом заданный ритм)

10. ИТОГ УРОКА

Понравился вам урок? Покажите мимикой лица.

- Ч то для вас было самым интересным ?

- Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?..

Влияют ли наши чувства на окружающих людей?

Что можно показать с помощью пантомимики? (Чувства и действия)

Я очень рада, что урок вам понравился и я благодарна вам за активное участие.

Покажите свои чувства благодарности нашим дорогим гостям и попрощайтесь жестами.

Баитова Татьяна Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД Центр дополнительного образования детей
Населённый пункт: город Стрежевой, Томская область
Наименование материала: Конспект учебного занятия
Тема: "Упражнения и игры на развитие мимики и пантомимики"
Дата публикации: 16.11.2015

Текстовая часть публикации

Конспект учебного занятия по теме:

«Упражнения и игры на развитие

мимики и пантомимики»

Рассчитан на обучающихся 5-7 лет

педагог дополнительного образования

1.Введение.
Танец, мимика и жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально – ритмические, упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную усталость и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Чем раньше ребенок начнет слышать приятную ему музыку и сопровождать ее ритмичными движениями, тем активнее начнется развитие всех сенсорных каналов, необходимых в жизни. «Эмоции организуют восприятие, мышление и действие» - писал К.Изард. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы является одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. Из всех видов искусства, на мой взгляд, музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике, пантомимике. Под мимикой и пантомимикой подразумевается совокупная выразительная работа мышц лица, а также – всего тела. В отличие от простой речи – это универсальный язык общения. Мы можем передавать эмоции с помощью выражения лица. Лицо является важнейшей характеристикой внешнего облика человека, поэтому его наряду с глазами называют зеркалом души. С первых дней мы понимаем своих детей, лишь взглянув на них. Их глаза и жесты, движение мышц лица показывают нам, хорошо ли они себя
чувствуют, чего хотят и прочее. Однако развитие мимики и пантомимики важно не только для понимания, но и для танцевальной деятельности. Танцевальное искусство имеет свои особенности. В нем в качестве главного средства создания художественных образов используются движения и положения человеческого тела, которые составляют своеобразный выразительный язык. Истоки этого языка коренятся в характерных движениях и пластических интонациях, рожденных в реальной жизни. Танцевальное направление занятий с детьми связано с высокой выразительностью и эмоциональностью данной формы движения, ее положительным влиянием на психическое самочувствие, совершенствование координаций движений, формирование красивой походки. Ритмическим упражнениям и танцевальным элементам помогает игровая форма их проведения, представляющая законченную сюжетную композицию. Игровой характер, помогает детям воспринимать музыку и более ярко и выразительнее, проявлять свои эмоции, при этом более четко выполнять движения. Психолог, танце – терапевт, преподаватель специализации по танцевально – двигательной терапии Бирюкова И.В. полагает, что детство, связанное с занятиями музыкой и танцами, помогают детям выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. Ритмические музыкальные игры вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость, бодрость и удовольствие от движения.
2.Основная часть.
Тема занятия: «Упражнения и игры на развитие мимики и пантомимики». Тип занятия: комбинированный Цель занятия: укреплять психическое и физическое здоровье детей, с использованием музыки и ритмических - движений; развивать умение имитировать движения, соответствующие различным эмоциональным состояниям человека, а также движения, характерные для различных животных.
Задачи

Обучающие:
познакомить детей с языком жестов, движений, чувств. Научить детей слушать музыку и согласовывать движения с характером музыки, эмоционально передавать игровые образы и действия.

Развивающие:
развивать творческие способности, воображение, фантазию, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами.
Воспитательные:
Воспитывать потребность к самовыражению в движении под музыку; формировать чувства такта и уважения в процессе общения с детьми и взрослыми.
Методы обучения:
Словесные, практические, наглядные. метод проблемного обучения метод программированного обучения
Используемые педагогические технологии:
личностно-ориентированные; технология развивающего обучения; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии.
Планируемые результаты:
 Предметные: владение терминологией, демонстрация знаний при разгадывании загадок, самостоятельная двигательная деятельность;  Метапредметные: коммуникация, самостоятельный поиск информации по заданию педагога, анализ;  Личностные: эмоциональный настрой на продуктивную деятельность, возможность зрительного представления объекта (животные, насекомые и т.д.), зрительная и двигательная память, внимание, самоорганизация, самоконтроль. Словарная работа: шаг на носках, шаг на пятках, легкий танцевальный бег, махи ногами, галоп, поскок, зайчики, мячики, звездочка, бабочка, лягушка, ласточка, дерево, «кошка-собака», паучки. Материально-техническое обеспечение содержания занятия.
Оборудование
: музыкальный центр, СД, аудио записи, наглядно – демонстрационный материал (музыкальные инструменты), карточки с изображением лица «мимика», карточки с изображением животных, карточки с изображением действия, карточки с названиями этапов.
Ход занятия

Предварительная работа.

1. Разучивание ритмических движений. Разучивание - танцевальные шаги в образах зверей и животных. 2. Слушание музыкальных произведений, детских песен – «Чебурашка», «Буратино», «Голубой вагон», «Чунга – чанга», «Красная шапочка», «В траве сидел кузнечик». Беседа о характере музыки и возникающих образах. 3. Импровизация – передать в движении возникающие образы. 4. Разучивание стишков, считалок. 5. Разучивание музыкально – танцевальной игры «Делай, как я – делай лучше меня».
1.Организационный момент.
а) Организационный вход детей в танцевальный класс, построение, поклон, приветствие.
Педагог:
С веселым настроением урок мы начинаем, Всем здоровья пожелаем. Ритмика плюс пластика, А еще гимнастика, да еще массаж. Будем танцевать сейчас!
Сообщение темы занятия.

Педагог:
- Добрый день, ребята! Тема нашего занятия «Упражнения и игры на развитие мимики и пантомимики», а чтобы узнать, что эти слова означают, мы должны с вами отправиться в путешествие в волшебный лабиринт. Где ждут нас – сюрпризы, неожиданные препятствия, ужас, удивление, радость и смех.
Педагог: -
Все готовы к путешествию в волшебный лабиринт.
Дети:-
(Да).
Педагог: -
Тогда, отправляемся в путь. А чтобы войти в лабиринт, нам надо подготовить свое тело, как следует размяться, чтобы быть сильными и смелыми.
Педагог: -
Мы поставили пластинку и выходим на разминку! (Идет разминка по кругу. Дети выполняют упражнения самостоятельно – обычный шаг, шаг на носках, шаг на пятках, легкий танцевальный бег, галоп, поскоки.) Идет выполнения упражнений под звучание фонограммы.
Педагог: -
Носом вход, а выдох ртом, дышим глубже, а потом, шаг на месте не спеша, коль погода хороша!
(Дети входят в лабиринт).
1 этап – «Зазеркалье»
(на столе разложены карточки с изображением мимики лица. Педагог показывает карточку, дети повторяют изображение и говорят какая мимика лица изображена: - смех, удивление, ужас и т.д.).
Педагог: -
Ребята, какие вы молодцы! Справились с этим заданием, а теперь у нас игра на закрепление мимики лица. Я предлагаю вам, распределится парами. Игра «Кривое зеркало» - дети становятся парами друг против друга. Один из них ведущий. Ведущий в каждой паре делает какое-то движение (показывает правой рукой – левый глаз, корчит мордочку и т.д.). Стоящий напротив ребенок должен показать «зеркальное изображение». Затем они меняются ролями.
Педагог: -
Ребята вы молодцы! Наш лабиринт пропускает нас дальше. (Дети двигаются к следующему этапу и вместе с педагогом произносят слова: - Я иду, и ты идешь: 1,2,3 - Я пою, и ты поешь: 1,2,3 - Мы идем, и мы поем: 1,2,3 -Очень дружно мы живем: 1.2,3.
2 Этап – «Пластический этюд»,
(на столе разложены карточки с изображением животных).
Педагог: -
Я буду загадывать загадки, а вы покажите мне отгадки своими движениями. (Дети отгадывают загадку, показывая карточку на столе, затем изображают животное своими движениями). 1. Кто зимой холодной, Ходит злой, голодный. (волк). 2. Мой белый брат во льдах живет, И рыбу ест морскую, А я люблю пчелиный мед, И ягоду лесную. (медведь). 3. Желтая хозяюшка из леса пришла, Всех кур пересчитала и собой унесла. (лиса). 4. Кто зимой белый, летом серый. (заяц).
5. С хозяином дружит, дом сторожит. Живет под крылечком, а хвост колечком. (собака). 6. Ночью не спит, мышей сторожит. (кошка).
Педагог: -
Мы все встали дружно в круг, Повернулись разом вдруг, А как скажем: «скок, скок, скок!» Отгадай, чей голосок? (педагог загадывает загадку – дети, угадав ее, издают звук). 1. Всех я вовремя бужу, Хоть часов не завожу. (петух). 2. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (корова). 3. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (сова). 4. Пятак есть, а ничего не покупает. (свинья). 5. Маленький шарик, под лавкой шарит. (мышь). 6. Зеленые глаза, всем мышам гроза. (кошка).
Педагог: -
Ребята, вы молодцы! Снова справились с заданием и наш волшебный лабиринт показывает нам направление, куда дальше идти.
Педагог: -
Отправляемся дальше или повернем обратно.
Дети: -
(Нет, идем дальше). (Дети двигаются к следующему этапу и вместе с педагогом произносят слова: - Я иду, и ты идешь: 1,2,3 - Я пою, и ты поешь: 1,2,3 - Мы идем, и мы поем: 1,2,3 -Очень дружно мы живем: 1.2,3.
3. Этап – «Жесты».
Педагог показывает жесты рук и определенные движения, дети угадывают, что исполняет учитель, (здоровается, рисует, ругает, гладит, хлопает в ладоши и т.д.).
Педагог: -
Молодцы, ребята справились заданием, а теперь я предлагаю вам сыграть в игру, где каждый будет ведущим.
Игра «Где мы, были, мы не скажем, а что делали, покажем». Дети вытягивают поочередно карточки с изображением действия, остальные ребята угадывают, что исполняет ведущий, (играют на гитаре, барабане, рубят дрова, танцуют, летают и т.д.).
Педагог: -
Как здорово у нас получилось! Ребята, теперь мы с вами знаем, что означают слова – мимика, пантомимика и жесты. И наш лабиринт нас приглашает к следующему этапу. (Дети двигаются к следующему этапу и вместе с педагогом произносят слова: - Я иду, и ты идешь: 1,2,3 - Я пою, и ты поешь: 1,2,3 - Мы идем, и мы поем: 1,2,3 -Очень дружно мы живем: 1.2,3.
Педагог: -
Ребята вы слышите, где то звучит музыка?
Дети: -
(Да).
Педагог: -
Давайте все попрыгаем, и ножками подрыгаем. И ручками похлопаем, и ножками потопаем. Мы руки поднимаем, мы руки опускаем. Головкой покачаем и снова начинаем!
Педагог: -
Это наш следующий этап – «Весельчак». Где мы с вами должны закрепить свои знания и умения. Я приглашаю вас на дискотеку. Игра «Делай, как я делай лучше меня». Звучит фонограмма (попурри) из детских песен, где дети самостоятельно танцуют, изображают, копируют, действия из песен.
Педагог: -
Ребята, какие вы все молодцы! Как вы хорошо танцуете. И я думаю, что лабиринт нас выпустит из своего волшебного пути. Мы справились заданием.
Педагог: -
Давайте все вместе улыбнемся ему и помахаем ручкой. (Дети прощаются с лабиринтом).
Заключительная часть.

Педагог: -
Наше путешествие по волшебному лабиринту подошло к концу.
Итог урока:

Педагог:
- Ребята, вам понравилось наше путешествие.
Дети:
- (Да).
Педагог:
- Как называлось наше путешествие?

Педагог:
- Что вам больше всего запомнилось в лабиринте?
Педагог:
- Какие этапы вы прошли?
Педагог:
- Что показалось трудным на этих этапах?
Педагог:
- Каких животных мы с вами изображали?
Педагог:
- Что означают слова – мимика, пантомимика, жесты?
Дети:
- (ответы детей).
Педагог:
- Вы сегодня все активно играли, отгадывали загадки, хорошо выполняли упражнения, танцевали. Покажите мне свое настроение. Улыбнитесь друг другу! Молодцы!
Творческая работа
, (ребятам предлагается взять звезды – красную наклеить на этап, которые им больше всего понравился, а зеленую на тот этап, который было сложно пройти).
Педагог:
- Наше занятие окончено. Поклон и выход из зала.
Список использованной литературы
. 1.Агапова И.А, Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей - Москва: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2006. 2. Бодраченко И.В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет.- Москва, 2009. 3.Богомолова Л. В. Основы танцевальной культуры - Москва, 1993 4. Ветлучина Н.А, Дзержинская И.Л, Комиссарова Л.Н. Методика музыкального воспитания - Москва, 1989. 5. Горшкова Е.В. От жеста к танцу - Москва, 2002. 6. Гогоберидзе А.Г, Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста Ростов-на-Дону ООО Феникс, 2008. 7. Диниц Е. В, Ермаков Д. А, Иванникова О. В. Азбука танцев – Москва: «Сталкер» 2004. 8. Жукова Р.А. Танцы для детей – Волгоград: ИТД Корифей, 2010. 9. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения.- Москва: гуманитарный издательский центр 2001. 10. Раевская С.Д, Соболева Г.Н. Музыкально-двигательные упражнения. - Москва,1991.

Практическое занятие «Пантомимика»

Цель – способствовать развитию пантомимики и жестов.

Задачи:

Изучить понятия пантомимики и жестов .

Развивать внимание и сочувствие к собеседнику и группе в целом.

Упражнение 1. «Приветствие»

При выполнении данного упражнения дети должны придумать новый способ поздороваться друг с другом.

Упражнение 2. «Воспоминания»

В этом игровом задании ведущий должен задавать наводящие вопросы, связанные с «волшебными» средствами понимания.

Вопросы :

«Какие средства «волшебного» понимания вы помните?»

«Каким образом можно узнать о настроении человека, если мы не видим его лица и не слышим голоса?» (пантомимика )

После этого дети должны поприветствовать друг друга только при помощи жестов.

Упражнение 3. «Угадай, кто?»

Данная игра развивает сенсорику и тактильные образы.

Участвовать будут все дети по очереди. В начале выбирают одного человека из группы, он отходит в сторону и закрывает глаза. Затем к нему подходит кто-то из ребят и протягивает свою руку. Водящий с закрытыми глазами пытается запомнить руку, после чего говорит : «Все» . После этого все участники игры протягивают ему свои руки, и он должен найти «ту» , которую только что «запомнил» .

Упражнение 4. «Волшебный лес»

Это задание помогает снять телесные барьеры.

Сначала выбирают водящего (в принципе, водить в этой игре может каждый по очереди, а все остальные участники становятся в тесный круг «Волшебный лес» и не пропускают того, кто водит, в середину. Но «лес» может слышать и говорить, он не пропускает невежд и грубиянов. Поэтому, чтобы пройти в центр, нужно очень хорошо и ласково попросить.

После игры дети должны обязательно обсудить когда «лес» пускает, а когда нет.

Упражнение 5. «Театр»

Данное упражнение помогает развивать творческий подход в общении с помощью пантомимики .

Детям предлагается показать, как ходят (походку) :

Маленькие дети, которые учатся ходить;

Старенький дедушка;

Маленькая веселая девочка;

Взрослая девушка (мама) ;

Важный мужчина.

Дети обсуждают особенности походки каждого из героев.

Упражнение 6. «Ты кто?»

Направлено на выражение и понимание своих чувств через прикосновения.

Каждый из участников игры будет водить по очереди. Он отходит в сторону и закрывает глаза. После этого к нему подходит один из ребят и прикосновениями пытается выразить свои чувства. После этого он возвращается на место. В задачу водящего входит отгадать, кто к нему прикасался, и какое чувство он пытался показать.

Упражнение 7. «Веселый зоопарк»

Это упражнение направлено на развитие пантомимики и понимания других .

Детям раздаются картинки с изображением животных. Они выбирают и загадывают каждый свое. После этого, без слов, только с помощью мимики и пантомимики , они должны найти себе подобных. Например : дети изображающие обезьян, должны найти друг друга, с помощью изображения этих животных.

Упражнение 8. «Роли и ситуации»

Для выполнения этого задания дети разбиваются на пары и с помощью «волшебных» слов понимания, мимики и пантомимики разыгрывают конкретные ситуации.

Например :

«Ты и твой друг участвовали в соревнованиях, ты победил, а он проиграл. Какими будут твои действия?»

«Как ты поступишь, если сломают твою игрушку?»

«Бабушка принесла три яблока : тебе и твоему другу. Как ты их поделишь? Почему?»

«Если ты опоздал на прогулку с друзьями, и команда для игры уже собрана, а тебе нет места, как ты поступишь?»

Упражнение 9. «Заключение»

После того как все задания выполнены, группа должна подвести итоги. Следует вспомнить о «добрых правилах» и «волшебных» средствах понимания.

На прощание дети придумывают новый способ, которым можно сказать : «До свидания» .



Copyright © 2024 Спортивный портал - Anavex.