Прочтите! Лук А. Психология творчества

Врач-невропатолог, переводчик ; кандидат философских наук .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Химия 34. Специи. Состав ванили. Горчица. Лук - Академия занимательных наук

    ✪ Лук.16:10 неверный в малом неверен и во многом. 31.03.2015

    ✪ Анатичук Лук"ян. "Золота Фортуна" Академія

    Субтитры

Биография

С 1960 года работал в отделе биокибернетики Института кибернетики АН УССР; переводил работы А. Эйнштейна , Г. Селье , Г. Ю. Айзенка . С 1971 года - сотрудник отдела науковедения ИНИОН АН СССР ; вёл рубрику «Психология научного творчества» в реферативном журнале «Науковедение за рубежом» .

Научная деятельность

В 1968 году защитил кандидатскую диссертацию .

Основное направление исследований - возможности и пределы моделирования психических процессов на ЭВМ.

Разрабатывал тему научного творчества ; его работы способствовали переходу этой темы в категорию проблем, доступных как философско-гносеологическому , так и естественно-научному анализу .

Определял юмор как «метаотношение» к действительности ; изучал интуицию, воображение, фантазию, личность творца, прогноз творческих достижений, одарённость .

Избранные труды

  • Лук А. Н. Интуиция и научное творчество: Науч.-аналит. обзор. - М: ИНИОН, 1981. - 28 с. - (Серия «Науковедение за рубежом» / АН СССР, ИНИОН). - 1200 экз.
  • Лук А. Н. Информация и память. - М.: Знание, 1963. - 24 с. - (Новое в жизни, науке, технике. 9 серия. Физика и химия; 22)
  • Лук А. Н. Личность ученого: (Науч.-аналит. обзор). - М: ИНИОН, 1981. - 38 с. - (Серия: «Науковедение за рубежом»). - 1000 экз.
  • Лук А. Н. Мотивация научного творчества: Обзор амер. и западноевроп. лит. - М: ИНИОН, 1980. - 25 с. - 400 экз.
  • Лук А. Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976. - 144 с. - (Философская библиотечка для юношества). - 140 000 экз.
  • Лук А. Н. О чувстве юмора и остроумии. - М.: Искусство, 1968. - 191 с. - 50000 экз.
  • Лук А. Н. Остроумие: (Логико-эстет. и психофизиол. анализ, перспективы моделирования) : Автореф. дис. … канд. филос. наук. - Киев, 1967. - 16 с.
  • Лук А. Н. Очерки эвристической психологии. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 228 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-9963-0197-3
  • Лук А. Н. Память и кибернетика. - М.: Наука, 1966. - 135 с. - (Научно-популярная серия)
  • Лук А. Н. Проблема нового в науке: Науч.-аналит. обзор. - М.: ИНИОН, 1981. - 27 с. - (Серия «Науковедение за рубежом»). - 1200 экз.
  • Лук А. Н. Проблемы научного творчества: Сб. аналит. обзоров. - М.: ИНИОН, 1980. - 227 с. - (Серия аналитических обзоров «Науковедение за рубежом» / Редкол.: А. М. Кулькин (гл. ред.) и др.). - 1100 экз.
    • - Вып. 2: 1982. - 163 с.
    • - Вып. 3: 1983. - 162 с.
    • - Вып. 4: 1985. - 98 с.
  • Лук А. Н. Психология творчества / Отв. ред. В. А. Лекторский . - М.: Наука, 1978. - 127 с. - (Серия «Наука и технический прогресс»). - 45000 экз.
  • Лук А. Н. Роль ученых-организаторов в развитии науки: Науч.-аналит. обзор. - М.: ИНИОН, 1982. - 46 с. - (Серия «Науковедение за рубежом»). - 1200 экз.
  • Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей: Науч.-аналит. обзор. - М.: ИНИОН, 1979. - 37 с. - 1000 экз.
  • Лук А. Н. Учить мыслить. - М.: Знание, 1975. - 96 с. - (Народный университет: Педагогический факультет; 9). - 287200 экз.
  • Лук А. Н. Формы и методы управления творческим потенциалом научного коллектива: Аналит. обзор. - М: ИНИОН, 1982. - 45 с. - (Серия «Науковедение за рубежом» / Редкол.: А. М. Кулькин (гл. ред.) и др.). - 1000 экз.
  • Лук А. Н. Эмоции и личность. - М.: Знание, 1982. - 175 с. - 175000 экз.
  • Лук А. Н. Эмоции и чувства. - М.: Знание, 1972. - 79 с. - (Народный университет: Педагогический факультет; 1). - 200000 экз.
  • Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. - М.: Искусство, 1977. - 184 с. - 25000 экз.
Переводы
  • Селье Г. Стресс без дистресса = Stress Without Distress. - М. : Прогресс , 1982. - 128 с. - (Общественные науки за рубежом: философия и социология). - 75 000 экз.

Лук А.Н. Психология творчества. – М., 1978.

Деятельность педагога во все времена и эпохи обязательно начиналась и проходила под знаком «магической силы», именуемым программа ! Законом Российской Федерации «Об образовании» устанавливается место и значение образовательной программы в системе образования:

– образовательная программа определяет содержание и объем образования на всех уровнях и направлениях;

– образовательная программа определяет уровень документа об образовании или уровень образованности личности;

– компетенция и ответственность образовательного учреждения, управление и регламентация деятельности образовательного учреждения устанавливаются в зависимости от показателей образовательной программы.

Итак, образовательное учреждение называется таковым, если оно осуществляет образовательный процесс – реализует одну или несколько образовательных программ. Содержание образовательного процесса в учреждении разделяется на учебные курсы, дисциплины и сроки обучения по ним, обеспеченные в обязательном порядке примерными учебными планами и программами курсов, дисциплин.

Понятие «образовательная программа» общеизвестно, но его содержательное наполнение отличается бесконечным разнообразием.

Перевод с греческого слова «программа» чрезвычайно прост – распоряжение, объявление. Говоря об образовательной программе, часто акцентируют внимание на том, что это документ, в котором фиксируются и логически, аргументированно представляются цель учебного процесса, тематический и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения.

Какие вы знаете определения «образовательной программы»? Посмотрите соответствующие статьи в «Педагогической энциклопедии» и в других справочно‑энциклопедических изданиях. Выпишите для себя эти определения на отдельный лист – эта информация понадобится вам в осмыслении особенностей образовательной программы дополнительного образования детей.

Организуйте дискуссию в своей учебной группе (курсе) по проблеме «Что такое образовательная программа дополнительного образования детей? Каковы ее параметры?»

В 1995–1996 гг. на страницах периодической печати активно обсуждался вопрос о том, быть или не быть программам в современном образовании. Так, президент Ассоциации инженеров‑педагогов, известный ученый и педагог П. Лернер писал:

…программы – типичные бюрократические документы, которые тормозят подлинное творчество в классе или аудитории, превращают учителя или профессора в клерка. Программы задуманы как стандарты на взаимозаменяемых учителей (и даже профессоров), на их деперсонализацию, на их нештучность – незаменимых нет, винтик должен знать свое место в приводе образовательного конвейера.



Чиновники от образования готовы поэтически сравнивать программы то с нотами, то с партитурами, обычно умалчивая, что два одинаковых исполнения бывают только у … магнитофона, а не у оркестра или исполнителя. Без импровизации педагогика перестанет быть искусством: на место творца приходит урокодатель, который стремится уподобить себя пономарю, магнитофону.

Убедительное и яркое выступление, но можно ли отказаться полностью от программ в образовании?

Часто, употребляя слово «программа», мы имеем в виду «учебная программа» или «образовательная программа», а иногда – «предметная программа» или «типовая программа». Давайте определимся с каждой из них:

выпишите определения перечисленных программ;

проанализируйте их и соотнесите с записанными ранее определениями образовательной программы;

сформулируйте свои определения всех названных видов программ.

В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей записано: «Содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения».

Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться. Дискуссия по определению параметров авторской образовательной программы длится уже не одно десятилетие. Некоторые относятся скептически к понятию «авторская программа», ссылаясь на его смысловую субъективность, некорректность (все программы имеют своих авторов!), неосуществимость, так как всякое программное новшество – это «изобретение колеса».

В системе дополнительного образования детей эта тема развивается со времени изменения статуса внешкольных учреждений. Вот только некоторые мнения:

♦ «По моему убеждению, программы могут и должны быть базовыми и авторскими.

Базовые – это те, которые разрабатываются экспертными группами специалистов, широко обсуждаются в общественном секторе педагогической науки, оцениваются практическими работниками, калькулируются экономистами и утверждаются коллегией Министерства образования на уровне госстандарта.

Авторские программы идут на оправданный риск, попадают под шквальный огонь различных оппонентов (дети, родители, коллеги, всякие аудиторы, маститые методисты, ответственные за чистоту педагогической науки), отбирают бездну нервов, сил, времени и даже здоровья. … Право на авторскую программу имеют все практические педагогические работники» (П. Лернер).

♦ Сегодня в учебных планах появилось много новых курсов, содержание которых задается самим учителем, и, как показывает практика, с эмпирических ненаучных позиций. Создание новаторских (авторских) программ неизбежно, но прежде надо научиться их грамотно составлять, а иначе от «авторства» в образовании будет больше вреда, чем пользы. Не всегда обновление содержания дает нужный педагогический результат.

♦ Авторская программа – это форма выражения протеста административно‑командной педагогической системе, которая имеет место только в изменении методов и способов обучения, но не подкрепляется кардинальными изменениями в его содержании.

♦ В системе дополнительного образования детей появление авторских программ обусловлено стремлением педагогов реализовать свой творческий потенциал максимально эффективно. Отличительный признак авторской программы – это то, что она создается педагогом по собственному замыслу с учетом его потенциала, опыта, наработанных методик, его видения проблемы и путей ее решения.

Спектр программ расширяется за счет появления новых предметов (экономического образования, компьютерной грамотности и т. д.); опыта педагогов по корреляции объема теоретических и практических занятий; создания региональных программ, которые позволяют уйти от узкоспециализированных профильных программ более обучающих, нежели развивающих (В.В. Белова).

♦ Авторская программа – 1) модифицированная, в основном по содержанию, типовая программа; 2) созданная практиками при отсутствии типовых в данной области; 3) экспериментальная (ее цель – изменение содержания, организационно‑педагогических основ и методов обучения), прошедшая апробацию, обсуждение и утверждение на экспертном совете.

Авторская программа – это особый вид программы, которая полностью написана педагогом или коллективом педагогов; утверждена педагогическим коллективом отдела или экспертным советом. Типовая программа может быть рассмотрена как авторская при условии изменения ее содержания более чем на 70 % и наличия заключения экспертного совета (Н.М. Наумова, Н.В. Добрецова).

♦ Если согласиться с тем, что в дополнительном образовании детей образовательная программа – это средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка в процессе совместной добровольной деятельности со сверстниками и взрослыми, активного общения; это инструмент целевого развития индивидуализации способностей осваивать (но не усваивать!) социокультурные ценности, то такая программа не может быть составлена единожды и для других, для всех, кто будет делать то, что в ней зафиксировано.

Программа в учреждениях дополнительного образования создается педагогом для себя, с тем, чтобы осмысленно проектировать собственную деятельность и взаимодействие с детьми в целостную систему достижения определенной цели. Поэтому все образовательные программы дополнительного образования создаются в виде своеобразных авторских педагогических технологий развития личности, формирующими механизм ее самореализации через комплекс основных областей жизнедеятельности: познание, поведение, предметная деятельность, общение, эмоции, игра (Л.Г. Логинова).

Можете продолжить дискуссию, но главное, определить свою точку зрения на авторскую программу.

В дополнительном образовании детей создаются и реализуются комплексные и интегрированные программы.

Назовите основные характеристики этих программ.

Подсказками для ответа могут стать:

– выдержка из раздела «Основы деятельности» Типового положения об учреждении дополнительного образования детей: «…занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам»;

– краткое представление программы «Истоки» (ДТМ «Перово», Москва);

А.Н. Лук , используя, главным образом, зарубежные источники информации, составил список творческих способностей:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность к «свёртыванию» мыслительных операций, когда происходит замена нескольких понятий одним

3. Способность переносить навыки, приобретённые при решении одной задачи на решение другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужное время.

7. Гибкость мышления, способность преодолевать фиксированность мышления на прошлом опыте.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые данные в уже имеющиеся у человека контексты знаний.

10. Способность видеть вещи «как есть», выделять в наблюдаемом то, что привносится интерпретацией».

Лук А.Н., Психология творчества, М., «Наука», 1978 г., с. 8-37.

; кандидат философских наук .

Александр Наумович Лук
Дата рождения 23 марта (1928-03-23 )
Дата смерти 26 октября (1982-10-26 ) (54 года)
Страна
Научная сфера теория творчества, науковедение
Место работы ;
ИНИОН АН СССР
Альма-матер ;
Учёная степень кандидат философских наук

Биография

С 1960 года работал в отделе биокибернетики Института кибернетики АН УССР; переводил работы А. Эйнштейна , Г. Селье , Г. Ю. Айзенка . С 1971 года - сотрудник отдела науковедения ИНИОН АН СССР ; вёл рубрику «Психология научного творчества» в реферативном журнале «Науковедение за рубежом» .

Научная деятельность

В 1968 году защитил кандидатскую диссертацию .

Основное направление исследований - возможности и пределы моделирования психических процессов на ЭВМ.

Разрабатывал тему научного творчества ; его работы способствовали переходу этой темы в категорию проблем, доступных как философско-гносеологическому , так и естественно-научному анализу .

Определял юмор как «метаотношение» к действительности ; изучал интуицию, воображение, фантазию, личность творца, прогноз творческих достижений, одарённость .

Избранные труды

  • Лук А. Н. Интуиция и научное творчество: Науч.-аналит. обзор. - М: ИНИОН, 1981. - 28 с. - (Серия «Науковедение за рубежом» / АН СССР, ИНИОН). - 1200 экз.
  • Лук А. Н. Информация и память. - М.: Знание, 1963. - 24 с. - (Новое в жизни, науке, технике. 9 серия. Физика и химия; 22)
  • Лук А. Н. Личность ученого: (Науч.-аналит. обзор). - М: ИНИОН, 1981. - 38 с. - (Серия: «Науковедение за рубежом»). - 1000 экз.
  • Лук А. Н. Мотивация научного творчества: Обзор амер. и западноевроп. лит. - М: ИНИОН, 1980. - 25 с. - 400 экз.
  • Лук А. Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976. - 144 с. - (Философская библиотечка для юношества). - 140 000 экз.
  • Лук А. Н. О чувстве юмора и остроумии. - М.: Искусство, 1968. - 191 с. - 50000 экз.
  • Лук А. Н. Остроумие: (Логико-эстет. и психофизиол. анализ, перспективы моделирования) : Автореф. дис. … канд. филос. наук. - Киев, 1967. - 16 с.
  • Лук А. Н. Очерки эвристической психологии. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 228 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-9963-0197-3
  • Лук А. Н. Память и кибернетика. - М.: Наука, 1966. - 135 с. - (Научно-популярная серия)
  • Лук А. Н. Проблема нового в науке: Науч.-аналит. обзор. - М.: ИНИОН, 1981. - 27 с. - (Серия «Науковедение за рубежом»). - 1200 экз.
  • Лук А. Н. Проблемы научного творчества: Сб. аналит. обзоров. - М.: ИНИОН, 1980. - 227 с. - (Серия аналитических обзоров «Науковедение за рубежом» / Редкол.: А. М. Кулькин (гл. ред.) и др.). - 1100 экз.
    • - Вып. 2: 1982. - 163 с.
    • - Вып. 3: 1983. - 162 с.
    • - Вып. 4: 1985. - 98 с.
  • Лук А. Н. Психология творчества / Отв. ред. В. А. Лекторский . - М.: Наука, 1978. - 127 с. - (Серия «Наука и технический прогресс»). - 45000 экз.
  • Лук А. Н. Роль ученых-организаторов в развитии науки: Науч.-аналит. обзор. - М.: ИНИОН, 1982. - 46 с. - (Серия «Науковедение за рубежом»). - 1200 экз.
  • Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей: Науч.-аналит. обзор. - М.: ИНИОН, 1979. - 37 с. - 1000 экз.
  • Лук А. Н. Учить мыслить. - М.: Знание, 1975. - 96 с. - (Народный университет: Педагогический факультет; 9). - 287200 экз.
  • Лук А. Н. Формы и методы управления творческим потенциалом научного коллектива: Аналит. обзор. - М: ИНИОН, 1982. - 45 с. - (Серия «Науковедение за рубежом» / Редкол.: А. М. Кулькин (гл. ред.) и др.). - 1000 экз.
  • Лук А. Н. Эмоции и личность. - М.: Знание, 1982. - 175 с. - 175000 экз.
  • Лук А. Н. Эмоции и чувства. - М.: Знание, 1972. - 79 с. - (Народный университет: Педагогический факультет; 1). - 200000 экз.
  • Лук А. Н.


Copyright © 2024 Спортивный портал - Anavex.